Коротко о разном

21.09.2000. Итоги конкурса "Опералия 2000"

В начале сентября в Лос-Анжелесе состоялся ежегодный международный конкурс вокалистов "Опералия 2000", основанный в 1993 году выдающимся певцом Пласидо Доминго. Конкурс проводится в различных странах мира. На этот раз Доминго выбрал американский город Лос-Анжелес, богатый своими оперными традициями. В авторитетное жюри (11 членов) входили выдающаяся американская певица (меццо) Мэрилин Хорн (которая, кстати, здесь училась и дебютировала в 1954 году в "Проданной невесте" Б. Сметаны), руководители ряда крупнейших оперных театров (Вашингтонской оперы, парижского театра "Шатле", лондонского "Ковент-Гардена" и др.). Призовой фонд конкурса составлял 175 000 долларов США.

Престижное соревнование (достаточно сказать, что в числе прежних лауреатов такие известные сейчас исполнители, как тенор Х. Кура, контратенор Б. Азава) собрало очень сильный состав. Достойно были представлены и страны СНГ (Россия, Украина, Армения).

1-й приз (50 000 долларов) достался 26-летней канадской певице (армянского происхождения) Изабель Бейракдарян (сопрано). Молодая певица уже имеет опыт выступления на престижных сценах мира. Пела партии Розины и Церлины ("Дон Жуан") в Торонто, партию Ромильды в опере Генделя "Ксеркс" в Дрездене и других городах Европы, выступала в Нью-Йорке в редко исполняемой опере Ф. Герольда "Цампа" (партия Камиллы) и т. д. 2-е место (по 25 000 долларов) поделили хорошо известный нам солист Мариинского театра Даниил Штода (тенор) и китаянка Хе Хуи (сопрано). На третьем - бас Роберт Помаков (Канада) и украинец (живущий в Испании) Константин Андреев (тенор). Состав финала был очень сильным. Достаточно сказать, что среди дипломантов уже весьма известный (и знакомый москвичам по выступлениям в "Новой опере") бас Тигран Мартиросян, сейчас поющий преимущественно за границей. Также большой успех выпал на долю баритона из "Новой оперы" Андрея Бреуса (интервью с которым, кстати, на днях появится на нашем сайте). Он получил диплом и специальную премию в номинации "Сарсуэла". Приз симпатий публики достался аргентинской певице Вирджинии Тола. В финале все певцы выступали с оркестром под управлением маэстро Доминго. Штода спел знаменитый Плач Федерико (E la solita storia) из оперы "Арлезианка" Ф. Чилеа, А. Бреус - каватину Фигаро из "Севильского цирюльника" (Largo al factotum). Победительница конкурса в финале исполнила каватину Семирамиды из одноименной оперы Россини (Bel raggio lusinghier).

18.09.2000. Сезон в "Большом театре" открыт "Борисом Годуновым"

15 сентября Большой театр в Москве открыл новый сезон не традиционным (и анонсированным) "Иваном Сусаниным", а "Борисом Годуновым". Дирижировал новый руководитель театра Геннадий Рождественский. Надо ли этот факт рассматривать как посягательство на традиции? Думается, что нет. Чем меньше "священных коров" будет связано с "Большим", тем лучше. Почему "Гранд опера" не начинает свой сезон всегда с "Кармен" (к примеру) или "Ла Скала" (тоже ведь символ Италии в какой-то мере), допустим, с "Аиды"? Нет, все нормально. "Иван Сусанин" - действительно первая русская опера общемирового значения, но "Борис", возможно, самая гениальная. Только не надо один символ заменять другим, а также полагать, что заменой символов можно улучшить положение дел в театре. Нет, предстоит тяжелая работа по превращению театра в сцену мирового уровня (я имею в виду, конечно, оперу). Что касается конкретного исполнения, то ничего нового в тот вечер мы не услышали (да и справедливости ради не могли услышать). Кто желает подробностей, может прочитать статью об открытии сезона в "Известиях" от 18 сентября с. г.

28.08.2000. В Большом театре большие перемены

Указом президента он переведен в ведение Министрества культуры. Освобождены от должности Художественный руководитель-директор В. Васильев и директор В. Коконин. Создаются новые должности - Генерального административного директора (на нее прочат молодого менеджера Анатолия Иксанова, в послужном списке которого работа в БДТ, на телеканале "Культура") и Художественного директора (здесь наиболее вероятной считается кандидатура дирижера Геннадия Рождественского, к которому министр М. Швыдкой обратился с открытым письмом).

За этими сухими строчками новостей кроется многое. И необходимость укрепить административное руководство театра в сложный период предстоящей реконструкции, и творческие проблемы (главным образом в опере), которые по мнению многих не решаются должным образом (особенно в сравнении с ошеломительным успехом Мариинского театра). Однако наивно думать, что очередная кадровая рокировка приведет к быстрому успеху. Большой театр - это "вещь в себе", огромный монстр (не изживший многих "совковых" традиций), способный поглотить (или видоизменить до неузнаваемости) любые благие начинания. Вся история с ним показывает, как плохо быть "символом государства", к которому все кому не лень прикладывают руку.

26.08.2000. Российская премьера оперы А. Сальери в Москве

250-летие А. Сальери не прошло незамеченным в России. В рамках музыкального фестиваля "Шереметевские сезоны в Останкине" Московская государственная филармония организовала премьеру оперы А. Сальери "Данаиды" (1-е исполнение в России). Художественный руководитель и дирижер - Алексей Семенов, руководитель ансамбля старинной музыки "Лад". В спектакле задействованы яркие солисты. Партию Даная, царя Аргоса исполнил бас, Народный артист России Анатолий Сафиулин, в роли Гипермнестры, его старшей дочери - Лауреат международного конкурса Светлана Сумачева (сопрано). Линсей, ее жених - Лауреат международного конкурса Алексей Косарев (тенор). В постановке также участвуют вокальный ансабль хора под управлением Владимира Контарева, балетный ансамбль под руководством Натальи Кайдановской и другие.

Опера на текст Р. Кальцабиджи (либретто Ф. дю Ролле и Л.-Т. Чуди) была написана композитором для парижской Королевской Академии музыки (ныне более известной под названием "Гранд-опера").

Мировая премьера состоялась в 1784. Уже в мае 1785 граф Н. П. Шереметев получил от своего французского корреспондента Ивара партитуру сочинения и в театре началась подготовка к постановке, которая так и не была осуществлена в то время. Понадобилось более двухсот лет, прежде чем "Данаиды" достигли, наконец, русской сцены. Написанная в стиле господствовавшей тогда во Франции "лирической трагедии" (предшественнице "большой оперы") с ее непременными атрибутами (пятиактное строение, балет и др.) опера имела успех, но затем, как и другие сочинения Сальери, была, практически, забыта. Интерес к творчеству композитора пробудился во 2-й половине 20 века, когда многие его сочинения были извлечены из небытия.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ