Сегодня мы продолжаем тему московских оперных сезонов и расскажем о ряде предстоящих премьер нового сезона 2001/02 года. Он заметно уступает предыдущему по интенсивности "новинок". Это видно даже невооруженным взглядом. Если говорить о Большом театре, то причины известны. Новые перемены в руководстве вынудили театр пересмотреть свои намерения, да и сами планы Г.Рождественского были достаточно расплывчатыми. Сейчас, судя по информации в прессе, идут переговоры с петербургским режиссером Юрием Александровым о постановках ряда опер в театре. А в одном из интервью новый главный дирижер Александр Ведерников обозначил и первую премьеру сезона, запланированную к выпуску после Нового года. Это будет "Хованщина" Мусоргского.
Понятно, что символ русского искусства, каким является Большой театр, должен уделять внимание знаковым произведениям русской музыки, к каковым, безусловно, шедевр Мусоргского принадлежит. И все же выбор не совсем внятен. Совсем недавно, всего лишь шесть лет назад, новая постановка "Хованщины" уже имела место быть (авторы спектакля М.Ростропович и Б.Покровский). Причем, по иронии судьбы, та постановка тоже являлась некоей "первой ласточкой" обновления театра, декларируемого тогдашним новым руководителем В.Васильевым. Думается, можно было бы найти что-нибудь в отечественном репертуаре не менее значимое, но давно не звучавшее.
Как и в прошлом сезоне, первым открывает парад премьер Музыкальный театр имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. Нам будет представлен "Фауст" Ш.Гуно. Один из самых популярных шедевров 19 - первой половины 20 веков ныне утратил свои позиции в оперном мире. Ставят его реже, отношение к нему снобов "от оперы" отрицательное, а красота мелодий признается многими слащавой. Справедливо ли это? Думаю, что нет. Впрочем, не будем долго размышлять на эту тему - удостовериться в этом нам предстоит уже вскоре - 29 сентября. Интерес к постановке подогревает то обстоятельство, что авторами спектакля являются французы Филипп Годфруа и Франсуаза Террон. Как мне стало известно, их "Фауст" обещает быть весьма необычным. Действие перенесено в начало 20 века (годы Второй мировой войны). Ошеломительными метаморфозами, способными смутить душу правоверного христианина, нас удивит образ Мефистофеля. Но не буду раскрывать все тайны. Думаю, что я Вас заинтриговал. Для сведения добавим, что последний раз "Фауст" шел на столичной сцене достаточно недавно (премьера 1992 года в Большом театре, осуществленная приглашенным дирижером Юрием Кочневым). Еще одной премьерой сезона станет "Мадам Баттерфляй" Пуччини в постановке Л.Налетовой, о которой пока мало что известно.
Буквально несколько дней спустя после "Фауста" - 2 октября - состоится премьера "Фальстафа" Верди в Геликон-опере. Сам по себе этот факт - весьма отрадное явление. "Прощальная шутка" гения не прижилась на российских просторах. Последняя постановка в Москве состоялась почти 40 лет назад в 1962 году в Большом театре (это была последняя работа замечательного дирижера А.Мелик-Пашаева). "Фальстаф" - весьма трудный орешек для слушателя, которому нелегко буде привыкнуть к обновленному музыкальному языку старого мастера. Большие задачи ставит опера и перед исполнителями. Чего стоит одна финальная фуга произведения! Но "смелость" в постановке "Фальстафа" останется далеко позади, когда мы узнаем, что на финише сезона театр замахнулся на авангардную "Лулу" А.Берга - эту, если так можно выразиться, "Травиату" 20 века (недаром, блестящей исполнительницей заглавной партии была Тереза Стратас - хрестоматийная Виолетта из фильма Ф.Дзеффирелли). Встреча с "Лулу" нас ожидает в конце июня 2002 г.
Ну, а что же "Новая опера"? Прежде всего, необходимо отметить следующее: за юбилеем Верди мало кто обратил внимание на другую не менее славную дату - двухсотлетие со дня рождения В.Беллини. Но не таков Е.Колобов, прекрасного "Пирата" которого все мы хорошо помним, чтобы забыть об этом факте! Театр посвящает памяти великого мастера бельканто торжественный концерт, который состоится в ноябре месяце. В него будут включены ряд фрагментов из опер Беллини "Чужестранка" и "Пират" а также другие произведения.
Премьерная афиша нынешнего года в театре пока скромна. Анонсирована только постановка "Снегурочки" в конце 2001 года. Эта опера уже звучала в театре в концертном исполнении. Пришел черед и театральной версии. Замечательное творение Римского-Корсакова ставится редко (последний раз в Москве в 1978 году в "Большом"). Возможно, театральные деятели полагают, что сейчас не время для сказок, тем более в языческом духе?
Премьерная афиша Камерного музыкального театра - это хорошо известно - во многом зависит от иностранных заказчиков "оперных блюд". Вот и нынче в планах стоят заказные и анонсированные еще в прошлом году одноактные шедевры Пуччини "Плащ" и "Джанни Скикки" - раритеты на отечественной сцене ("Плащ", насколько мне известно, в СССР ставился только в 30-е годы в Одессе, "Джанни Скикки" повезло немного больше). К ним добавилось еще одно редкое "экзотическое" произведение - "Четыре грубияна" Э.Вольфа-Феррари" (1906, Мюнхен, по комедии К.Гольдони). Впрочем, в 1933 году эта опера ставилась в Большом театре (под названием "Четыре деспота"). Обе эти постановки (если они состоятся) должны быть по окончании сезона продемонстрированы за границей. Радует, что театр возобновляет "Ростовское действо" - одну из наиболее удачных своих работ прошлых лет.
Вот, пожалуй, и все. Сейчас еще в разгаре межсезонье. Возможно, через некоторое время появится новая информация о планах музыкальных театров. Мы постараемся своевременно проинформировать о них наших читателей.