«Оберон» был заказан Веберу для Лондона. Премьера этой большой романтической и сказочной оперы состоялась в Ковент-Гардене в 1826 г. С тех пор последующие поколения не очень-то ее жаловали: хотя увертюра и стала репертуарным концертным номером, но все сочинение в целом выглядит для слушателей весьма проблематичным. Расползающаяся и невероятная по своей драматургии, с безнадежно манерным английским либретто, опера живет только благодаря силе и живости веберовской музыки. Лишь это и дает ей право на существование в современном репертуаре.
Джон Элиот Гарднер принадлежит к тем, кто безусловно верит в достоинства партитуры. Он дирижировал концертным исполнением оперы в лондонском Барбикан-Холле 21 марта с. г. со всей страстностью и ритмической интенсивностью, которые всегда отличают его музыкальные «крестовые походы».
Аутентичные инструменты, на которых играют музыканты Революционно-романтического оркестра, вполне справлялись с задачами, поставленными веберовской партитурой, а состав певцов-солистов был более, чем самодостаточен.
Хиллеви Мартинпельто* превосходна в роли дочери калифа Реции, привнеся мощь в большую «протовагнеровскую» сцену «Океан, ты могучее чудовище», тогда как Марина Компара звучала адекватно в роли ее скромной служанки Фатимы.
Чарльз Воркмэн выглядел несколько тяжеловесным для роли Сэра Гийома Бордоского, а Стив Дэвислим выжал все что мог из партии Оберона, являющегося переферийной фигурой на протяжении большей части оперы (хотя его ссора с Титанией и начинает действие оперы).
Вообще, стилистика этого зингшпиля находится как бы на пересечении между моцартовскими «Похищением из сераля» и «Волшебной флейтой», только без всякой связной последовательности сюжета, присущей этим шедеврам. В попытке более выпукло представить оркестровые и вокальные роскошества «Оберона» современному слушателю, Гардинеру показалось необходимым не только «улучшить» текст зингшпиля (заменив речевые диалоги специально написанными комментариями в программке), но также оформить выступление в более амбициозной манере, чем обычно принято в полусценических версиях на концертной эстраде. В данном случае присутствовали разнообразный реквизит и весьма шикарные костюмы, а Монтеверди-хор сменил свою обычную церемониальную униформу сначала на пиратские костюмы, а затем на гаремные тюрбаны и шальвары.
Эрндрю Клементс. «Гардиан».
(Перевод Кирилла Городецкого)
Для справки:
* Хиллеви Мартинпельто (р. 1958) - шведская певица (сопрано).
Дебютировала в Стокгольме в 1982 г. в опере М.Типпета «Свадьба в
Иванов день». Выступает на различных сценах мира, оперных
фестивалях (Брюссель, Гамбург, Эдинбург, Глайндборн,
Экс-ан-Прованс, Людвигсбург и др.). Среди партий Памина, Аида,
Донна Анна (эту партию певица пела на гастролях Шведской
Королевской оперы в Москве в 1989 г.), Церлина, Графиня («Свадьба
Фигаро»), Татьяна.
На фото:
Х.Мартинпельто