12 апреля в БЗК силами Российского национального оркестра и Камерного хора п/у В.Минина была дана в концертном исполнении оперная трилогия С.Танеева "Орестея". Дирижировал Михаил Плетнев. Это событие можно отнести к важнейшим в нынешнем сезоне.
"Орестея" - редко звучащее сочинение. Считанные разы ставилось оно на театральной сцене. Его премьера состоялась в 1895 году в Мариинском театре с участием ярких певцов (И.Ершов в партии Ореста, М.Славина - Клитемнестра и др.). В 1915 Мариинский театр осуществил еще одну постановку оперы. В сентябре 1917 года она была исполнена в Театре Московского Совета рабочих депутатов (бывш. Оперном театре Зимина).
На советской сцене "Орестея" впервые прозвучала в Минске (1963), где партию Ореста блестяще пел З.Бабий, в партии Кассандры блистала Н.Ткаченко (этот спектакль с несколько измененным составом солистов была записан на пластинках).
"Орестея" - произведение, стоящее особняком в истории русской оперы. Античный сюжет, тяготение к классическим формам - все это шло вразрез с господствующими тогда тенденциями. Вообще, творчество Танеева, с его рационализмом, ученостью, приверженностью к сложной и насыщенной музыкальной ткани, многословием, не могло снискать широкой популярности. Выдающийся мастер музыкального письма, он не смог создать своего неповторимого и органичного языка в такой же степени, как этого добились Мусоргский, Чайковский или Римский-Корсаков. В стилистике и мелодике его произведений часто ощущаются отголоски различных эпох и влияний (от Генделя и Глюка до Берлиоза, Чайковского и др.). Это, конечно, не означает, что место Танеева в истории русской музыки незначительно. Его 4-я симфония, кантата "Иоанн Дамаскин", ряд камерно-инструментальных сочинений обладают непреходящей ценностью. Однако именно перечисленные выше свойства стиля композитора помешали обрести "Орестее" более достойную судьбу. Но все равно, это не оправдывает печального факта: пренебрежение собственным наследием - давняя болезнь отечественной музыкально-театральной практики. Ведь сколько малоизвестных и забытых опер, менее ценных, нежели опус Танеева, регулярно извлекаются из небытия на Западе и с успехом ставятся на театральных подмостках! Если же добавить, что в "Орестее" есть запоминающиеся эпизоды (Ариозо Кассандры Неизменна воля рока; речитатив и Ариозо Клитемнестры О, горе мне; дуэт Электры и Ореста Что это? Прядь волос; антракт "Храм Аполлона в Дельфах" и др.), становится ясно - чего лишены любители оперного искусства.
Вернемся к концерту. Значение художественного выбора Плетнева трудно переоценить. Наше восприятие, обремененное историческими и художественными экспериментами прошедшего столетия, стало иным. И сегодня, на рубеже нового века актуальность эпопеи Танеева, с ее классическим незамутненным звучанием, выросла. Это отчетливо ощущалось. Само исполнение было весьма достойным. В этом заслуга дирижера и лучшего на сегодняшний день российского оркестра, не растерявшего пока своих качеств. Хор Минина был, в целом, на хорошем уровне, хотя подчас излишне экспрессивен. Труднее подобрать хвалебные эпитеты для вокалистов. Марианна Тарасова (Клитемнестра), Дмитрий Пьянов (Орест), Светлана Создателева (Кассандра), исполнявшие ключевые партии, не смогли в полной мере передать дух античной трагедии, величавость ее образов, к чему так стремился композитор. Кроме того, лирическое амплуа Пьянова совершенно не подходит для этой партии (здесь я вынужден лишь повторить мнение других специалистов), Тарасова из Мариинки в вокальном отношении была сильнее других, но ее чрезмерное стремление "сыграть" роль было неуместным в этом сочинении ораториального характера. Геликоновский "опыт" Создателевой сослужил в данной работе певице сомнительную службу. Неплохо выглядел Михаил Гужов (Агамемнон), правда надо помнить, что характер этой басовой партии наилучшим образом соответствует стилистике всей партитуры. Много вопросов к вокалу Яны Иваниловой (Электра). Подбор солистов носил, видимо, достаточно случайный характер (кто может поучаствовать?), а жаль.
Е.С.