В свое время Мстислав Ростропович называл Озаву одним из лучших дирижеров современности. Возможно это было только пристрастным «криком души» по отношению к другу. Конечно, в наши дни есть много других достойных дирижеров, как старшего поколения, так и молодых. Однако, безусловно, деятельность Озавы – крупнейшее явление в истории мировой классической музыки. И дело здесь не только в том, что он как бы олицетворяет собой духовную связь «Запад-Восток», что, безусловно, немаловажно. Само его творчество на протяжении многих лет в ведущих оркестрах мира являет собой самоценный феномен, достойный быть отмеченным в анналах истории, с чем мы его от души и поздравляем!
Учитывая художественную направленность нашего журнала, мы в этой юбилейной статье преимущественное внимание уделяем оперной карьере маэстро.
Японский дирижер Сейджи Озава (Одзава) родился 1 сентября 1935 года в Шеньяне – манчжурской провинции Ляонин в Китае, тогда оккупированной японскими войсками. Родители вскоре покинули китайскую территорию, и уехали в Токио.
Значительную роль в духовном развитии мальчика стало приобщение к христианству, которое культивировалось в семье. Таким образом, он рано проникся и идеями западной культуры. Его старший брат был органистом в церкви, музыка с детства вошла в мир Сейджи. С семи лет он уже учился игре на фортепиано. В 16 лет поступил в Высшую школу Тохо в Токио, где продолжил занятия по классу фортепиано. Усиленно изучал творчество Баха. Однако во время спортивных занятий мальчик сломал себе два пальца и вынужден был расстаться с мыслью стать пианистом. Поэтому он переключился на дирижирование и композицию. Его учителем был Хидео Сайто. Окончил школу он в 1958 году уже как дирижер и композитор. В году учебы в 1954 году впервые выступил с симфоническим оркестром.
В 1959 юноша уезжает в Европу, куда так стремился. В Париже, увидев объявление о Безансонском конкурсе, принимает в нем участие и побеждает. Его талант заметили председатель жюри Эжен Биго и один из членов жюри, знаменитый Шарль Мюнш, который пригласил молодого дирижера в Америку, в Беркширский музыкальный центр в Танглвуде, где стал с ним заниматься, а затем посоветовал попробовать свои силы в Танглвудском конкурсе, на котором Озава в 1960 году получил высшую премию Сергея Кусевицкого.
Но молодой дирижер на этом не останавливается и уезжает на полученную в Танглвуде стипендию в Берлин совершенствоваться у Герберта фон Караяна. Здесь он встречает Леонарда Бернстайна, который приглашает его в 1961 году в качестве одного из ассистентов в свой Нью-Йоркский филармонический оркестр, который в скором времени должен был отправиться на гастроли в Японию. 14 апреля 1961 года Озава дебютирует с оркестром в Карнеги-холле, а 1962 впервые выступает Сан-Францисским симфоническим оркестром. В сезоне 1964/65 гг. Сейджи становится единственным ассистентом Бернстайна, а уже в 1965 получает свой первый ответственный пост – руководителя Торонтского симфонического оркестра, с которым он проработал до 1969 года. В 1965 Озава дебютирует в Лондоне с Лондонским симфоническим оркестром.
С 1969 Озава – главный приглашенный дирижер Чикагского симфонического оркестра, с которым участвует в традиционном ежегодном летнем Равиния-фестивале в Чикаго. В 1970-76 Озава уже «у руля» Сан-Францисского симфонического оркестра. Еще будучи руководителем этого оркестра он в 1973 становится руководителем Бостонского симфонического оркестра – одного из лучших коллективов мира. Творческое содружество с этим оркестром продолжалось вплоть до 2002 года, когда ему было предложено место музыкального руководителя Венской Штаатсопер. В бостонский период в обязанности маэстро также входило руководство летним Танглвудским фестивалем – традиция, которая возникла еще со времен Кусевицкого.
Такова вкратце хроника «восхождения» на музыкальный олимп одного из талантливейших дирижеров современности, не являющегося представителем западного мира.
Все эти годы Озава, наряду со своей основной работой, выступал с крупнейшими коллективами мира, такими, как Лондонский симфонический, Берлинский филармонический, Венский филармонический оркестры, Национальный оркестр Франции и др. В 1984 Озава основал в Токио Симфонический оркестр Сайто Кинен в память о своем учителе Хидео Сайто.
Оперная деятельность Озавы ведет свое начало от его дебюта в 1969 году на Зальцбургском фестивале («Так поступают все» Моцарта). Работа в опере не являлась главным делом жизни дирижера, выступал он на оперной сцене не столь регулярно, как с симфоническими оркестрами.
Среди его достижений в этой области нужно отметить многочисленные постановки «Евгения Онегина» Чайковского. В 1974 он дебютировал этой оперой в Ковент-Гардене, в 1976 поставил ее в Бостоне (Татьяна – Вишневская, Ленский – Гедда), в 1986 в Ла Скала, в 1988 эта опера стала его дебютом в Венской опере (солисты Брендель, Френи, Дворский), а в 1992 в Метрополитен. И в наши дни он продолжает ее исполнять (в т. ч. в Венской опере в 1908-09 гг.).
И второй шедевр Чайковского – «Пиковая дама» - среди любимых опусов маэстро. Отметим спектакли 1990 в Ла Скала (с Френи), 1992 в Венской опере с блестящим составом солистов (Атлантов, Френи, Лейферкус и др.). Его второй постановкой в Метрополитен также была именно «Пиковая» в 2008 году. Более Озава на главной американской сцене не выступал.
Одной из постоянных оперных «площадок» маэстро стал Париж. Здесь он исполнил множество произведений. Среди них «Дитя и волшебство» Равеля (1979), «Царь Эдип» Стравинского (1979), «Турандот» (1981), «Тоска» (1982, с Те Канавой), «Фиделио» (1982, с Викерсом и Беренс), «Электра» Р.Штрауса (1987 с Беренс и Людвиг). Все эти спектакли прошли в Гранд-опера (Опера Гарнье). В Опера-Бастиль он вернулся к «Тоске» в 1995 году. В 2001 Озава поставил в Париже «Осуждение Фауста» Берлиоза, в 2004 «Джанни Скикки» Пуччини (спектакль транслировался по TV). В 2007 Озава вновь в Париже. На этот раз он исполняет «Испанский час» Равеля. Но главным событием парижского периода творчества Озавы стала мировая премьера оперы Мессиана «Святой Франциск Ассизский» (1983, в заглавной партии Ж. ван Дам).
Среди заметных постановок маэстро и его дебютная работа в Ла Скала в 1980 («Тоска»). В 1989 он поставил здесь же веберовского «Оберона». Тремя годами ранее он исполнил эту же оперу в Эдинбурге (этот спектакль Франкфуртской оперы транслировался по ТV). В 1991 он исполнил на зальцбургском фестивале «Идоменея».
В 1992 на базе оркестра Сайто Кинен Озава организовал музыкальный фестиваль в Мацумото. Здесь им были поставлены оперы Стравинского «Царь Эдип» (1992) и «Похождения повесы» (1995), оратория «Жанна д’Арк на костре» Онеггера (1993), оперы Пуленка «Груди Терезия» (1996) и «Диалоги кармелиток» (1998). Среди постановок последних лет «Воццек» Берга (2004).
В числе постановок «довенского» периода отметим также «Саломею» Р.Штрауса в Танглвуде (2001).
После назначения на пост музыкального руководителя Венской оперы (2002) Озава активизировал свою творческую деятельность в этой области. Среди постановок уже в качестве музыкального руководителя театра «Джонни наигрывает» Кшенека (2002), «Летучий голландец» (2003), «Манон Леско» (2005). Он исполнял здесь также «Енуфу» Яначека (2002). Участвовал в возобновлении оперы «Так поступают все» Моцарта (2003), исполнял в театре «Тоску» (2003), «Фиделио» (2004), «Дон Жуана» (2005), «Свадьбу Фигаро» (2005), «Электру» (2005), «Воццека» (2005).
В 2003 Озава основывает компанию «Токио опера Номори». В 2005 он исполняет ее силами «Электру».
В 2006 году Озава тяжело заболел пневмонией и почти на год прервал свои выступления. Однако уже в 2007 он возобновил свою оперную деятельность, поставив в Японии на фестивале «Токио опера Номори» вагнеровского «Тангейзера». Эту же оперу он исполнил в конце года и в Париже (Опера Гарнье). В 2008 последовали «Электра» во Флоренции и, как уже отмечалось выше, «Пиковая дама» в Нью-Йорке. На следующий год (2009) шедевр Чайковского прозвучал снова в Венской опере, а во Флоренции Озава исполнил «Приключения лисички-плутовки» Яначека.
В январе 2010 маэстро вновь настигла тяжелая болезнь (на этот раз рак, о котором он сам сообщил обществу на пресс-конференции) и он взял полугодичный отпуск для лечения.
Уже в сезоне 2010/11 гг. его деятельность на посту музыкального руководителя Венской оперы должна завершиться. Ему на смену придет дирижер Франц Вельзер-Мёст. Эта замена произойдет одновременно со сменой директора театра. Многолетний руководитель Штаатсопер И.Холлендер уступит свое место директору парижского «Театра на Елисейских полях» Доминику Мейеру.
Наряду с чисто профессиональной деятельностью, Озава активно участвует в музыкально-общественной жизни, имеет множество почетных наград. В 1999 дирижер награжден орденом Почетного легиона за большой вклад в развитие французской музыкальной культуры и свою многолетнюю деятельность в Парижской опере. В 2004 он основал в Швейцарии Международную музыкальную академию и является ее директором.
В 2008 дирижер был отмечен на своей родине Орденом культуры, церемония вручения которого прошла в императорском дворце. Среди почетных званий маэстро докторские степени Гарвардского университета, Сорбонны и ряда других учебных заведений, он обладатель медали имени Ханса Бюлова, дважды лауреат американской премии «Эмми» (одна из них за произведения Дворжака) и др. В Танглвуде открыт концертный зал его имени – Сейджи Озава Холл.
В биографии Озавы есть весьма любопытный факт, свидетельствующий о его политической позиции. В 2006 году северокорейский лидер Ким Чен Ир направил ему приглашение возглавить национальный северокорейский симфонический оркестр. Сначала Озава отказался, мотивируя это своим контрактом с Венской оперой. На повторное приглашение последовал такой ответ: «Я много думал и пришел к выводу, что не смогу сосредоточиться на музыке в политических условиях Северной Кореи» (сообщение ИТАР-ТАСС со ссылкой на южнокорейскую газету «Чунан Ильбо»).
Если говорить о карьере Озавы в целом, то, как уже упоминалось, опера в ней не является главнейшей составляющей. Его работа с симфоническими оркестрами мира, разумеется, то главное, чему он себя посвятил. Репертуар его в этой области весьма обширен и простирается от сочинений эпохи барокко до современной музыки. Если судить по записям, то наибольшее внимание он уделял Чайковскому, Бетховену, Малеру (все симфонии и др. сочинения), Прокофьеву (все симфонии и др. сочинения), Стравинскому, Дворжаку, Р.Штраусу. Неоднократно исполнял он и Римского-Корсакова. Свою творческую индивидуальность дирижер ярко проявил также в сочинениях Моцарта, Берлиоза, Шёнберга, Мессиана, Бартока, Лигети и др.
Творческая характеристика Озавы включает в себя удивительную энергетику и внутреннюю сосредоточенность исполнения. С другой стороны, ему свойственно внимание к деталям, однако не мелочное, а лаконичное, пропущенное сквозь призму обобщенного видения целого. Такое сочетание характерно для восточного мышления, которое в сочетании с западным драйвом (возможно американизированным) дает оригинальный чувственный эффект. Некоторые критики, особенно в более ранний период творчества Озавы, подвергали критике его творчество именно за невнимание к выделанности партитуры, возможно, не учитывая этой особенности его творческого метода. Впрочем, всякого рода суждения и спекуляции вокруг исполнительской манеры того или иного музыканта всегда будут нести в себе элементы «вкусовщины» и поэтому не должны оказывать определяющего значения на ощущения вдумчивых любителей музыки. Российского слушателя всегда будет привлекать внимание Озавы к русской музыке, хотя и не всем может нравиться ее интерпретация, поскольку иметь дело с русской душой – весьма специфическое занятие.
Иногда считают, что лучше всего о своем творчестве может рассказать сам автор. К сожалению, это бывает далеко не всегда. Некоторые, даже самые выдающиеся деятели культуры, весьма часто ошибались в оценке своего собственного труда. Однако в случае с Озавой это как раз не так. Самосознание маэстро находится на высоком уровне. Вышедший на экраны в 2002 году документальный фильм «Сейджи Озава - Маэстро, Учитель, Студент» (Австрия, режиссеры Хайди Теннер, Томас Богенсбергер) говорит сам за себя. Девизом пролога к этому фильму являются слова «Я учу. Я учусь». Лучше, пожалуй, и не скажешь!
Как можно охарактеризовать оперное творчество маэстро? Вопрос трудный, поскольку, в отличие от некоторых других выдающихся дирижеров, об Озаве нельзя утверждать, что он наиболее ярко проявил себя как интерпретатор того или иного композитора (Моцарта или Чайковского, Р.Штрауса или Стравинского и т. д.). Дирижер исполнял много опер Пуччини, французских композиторов 19-20 вв., но и тут не скажешь – вот, мол, наиболее сильная сторона его творчества! Такое свойство может являться признаком расплывчатости эстетики, но может быть свидетельством и другого – индивидуально-интимного, штучного отношения к каждому сочинению, не «подверстанному» к какому либо «затасканному» исполнительскому стилю или традиции.
Практически, каждый из крупнейших дирижеров 20 века, имевших отношения к опере, имел в своем активе запись-шедевр (а то и не одну), будь то Вальтер или Бём, Караян или Шолти, Санти или Бернстайн, Мути или Аббадо. Очень часто я чувствовал: кажется вот, вот она – замечательная, одна из лучших интерпретаций данной оперы. Так можно было сказать, например, о студийных версиях «Нормы» Т.Серафина (1954), «Фиделио» О.Клемперера (1962), «Богемы» Т.Бичема (1956), «Турандот» Ф.Молинари-Праделли (1965), «Волшебной флейты» Ф.Фричая (1955), «Итальянки в Алжире» К.Аббадо (1987), или живых записях «Силы судьбы» Д.Митропулоса с «Флорентийского музыкального мая» (1953), «Адрианы Лекуврер» М.Росси из неаполитанского Сан-Карло (1959), «Гугенотов» Д.Гавадзени из Ла Скала (1962) и многих других.
Скажу честно, что переслушивая ряд оперных записей Озавы (конечно, далеко не все, а только доступные мне), ни об одной я не мог с уверенностью утверждать того же. Хорошо это или плохо? Риторический вопрос. Время титанов ушло безвозвратно. Пресыщенность и поток захлестнули театральные залы, а дирижер перестал быть гегемоном оперной постановки. С этим ничего уже поделать нельзя. В этом ракурсе уже простое ощущение штучной работы, проскальзывающее в дирижировании Озавы – «Остров радости».
Среди оперных записей Озавы: «Кармен» (1988, Decca, Д.Норман, Н.Шикофф, М.Френи, С.Эстес), «Сказки Гофмана» (1986, DG, П.Доминго, Э.Груберова, Д,Моррис и др.), «Манон Леско» (1998, Philips, Г.Горчакова, Н.Шикофф), «Саломея» (1990, Philips, Д.Норман), «Пиковая дама» (1991, RCA, Атлантов, М.Френи, С.Лейферкус, Д.Хворостовский и др.), «Похождения повесы» (1995, Philips, С.Макнир, Д.Хеншель, Э.Ролф-Джонсон, П.Плишка, Я.Бостридж и др.). Можно отметить также раннюю радийную запись оперы Берлиоза «Бенвенуто Челлини» (1973, Opera d’Oro, Римское радио, Т.Жилис-Гара, Э.Стайнер, Ф.Бонизолли, В.Брендель и др.). Представляет интерес и живая запись «Электры» (1988, Decca, Х.Беренс, К.Людвиг, Н.Секунде и др.).
На фото:
Сейджи Озава