В конце января - первой половине февраля в Москве одна за другой пройдут три оперные премьеры.
27 января Московский камерный музыкальный театр под руководством Б.Покровского покажет две одноактных оперы Джакомо Пуччини из "Триптиха"*: "Плащ" и "Джанни Скикки" (дирижер Владимир Агронский, режиссер Борис Покровский). Эта премьера особенно интересна тем, что поздние произведения великого итальянца, практически, не идут на отечественных сценах. Так, например, первая русская постановка буффонной оперы "Джанни Скикки" была осуществлена на театральной сцене только в 1976 году в МАЛЕГОТе (дирижер А.Анисимов, режиссер А.Петров, в заглавной роли С.Лейферкус).
Четырьмя годами ранее, правда, Государственный театр "Эстония" привозил в столицу целиком весь "Триптих". Тогда партию Джанни Скикки ярко исполнял Георг Отс, а в роли Лауретты блистала Маргарита Войтес. Но был и еще более ранний опыт постановки "Джанни Скикки" - телеопера 1958 года, созданная артистами Всесоюзного радио совместно с киностудией Мосфильм (дирижер М.Григорьев, режиссеры Г.Березанцева и А.Шароев, в заглавной партии М.Киселев). Сейчас уже мало кто помнит эти спектакли. "Плащу" также не везло на российской сцене. Опера оказалась такой "диковинкой", что появилась забавная череда ошибок в определении первой постановки. Готовя эту статью, я наткнулся на любопытный материал в газете "Советская культура", опубликованный в августе 1968 года. Сердитый автор заметки упрекал создателей телеоперы "Плащ", поставленной на ЦТ в 1968 году (дирижер Г.Рождественский) в том, что они "присвоили" себе пальму первенства в постановке этого сочинения в СССР. Оказывается еще ранее, в 1961 году Литовское телевидение создало свою телеверсию "Плаща". Но и это утверждение было неточным. В 1969 году вышла из печати известная монография о Пуччини Л.Данилевича, в которой имеется ссылка на еще более раннюю постановку этой части "Триптиха", осуществленную в Одессе в 1938 году. Есть еще один спектакль, о котором следовало бы упомянуть. Он был подготовлен студентами курса Г.Ансимова в Театре ГИТИСа (1994) и шел в сопровождении фортепиано. И все же полноценной российской театральной постановки "Плаща" еще не было. Здесь пальма первенства будет по праву принадлежать Камерному музыкальному театру.
Большой театр представит 17 февраля на суд публики "Адриенну Лекуврер" Ф.Чилеа.** Отечественная сценическая история этого шедевра итальянского веризма, которому в нынешнем году исполняется 100 лет, также весьма лаконична. Первая русская постановка состоялась в 1906 году в частной антрепризе. На сцене петербургского Театра консерватории в "Новой опере" А.Церетели заглавную партию исполнила тогда известнейшая итальянская певица Ливия Берленди. Второй русской постановки оперы пришлось ждать 95 лет. Лишь в прошлом сезоне ее осуществил театр "Санктъ-Петербургъ-опера". Необходимо отметить, правда, еще одну, молдавскую постановку. Она состоялась в 1984 году в Кишиневе, где заглавную роль исполняла выдающаяся советская певица Мария Биешу. Теперь пришла очередь Москвы познакомиться с этим произведением. Впрочем, именно с этой постановкой столица уже знакома. В 1989 году театр "Ла Скала" привозил на гастроли именно ее.
Заглавную партию тогда исполняла Мирелла Френи. Другие партии пели Джузеппе Джакомини (Маурицио), Фьоренца Коссотто (Принцесса Бульонская), Иво Винко (Принц Бульонский). Дирижировал прославленный Джанандреа Гаваццени. И вот теперь, миланский спектакль будет вновь показан в Москве, теперь уже силами "Большого". Это будет первая премьера нового музыкального руководителя театра Александра Ведерникова. Особый интерес вызывает состав исполнителей. Как нам стало известно, среди возможных исполнителей главных партий Адриенны и Маурицио (или Морис в русском традиционном переводе) фигурируют сопрано из Латвии Инесса Галанте и болгарский тенор Бойко Цветанов***, а также наши артисты М.Касрашвили, Е.Евсеева, О.Кулько и Б.Майсурадзе.
В тот же день состоится еще одна премьера, на этот раз в "Новой опере". Здесь наконец-то обретет свое сценическое воплощение "Снегурочка" Н.А.Римского-Корсакова. Театр уже давал эту оперу в концертном исполнении, нынче зрители смогут насладиться прелестной сказкой А.Н.Островского в полноценном театральном виде (дирижер Евгений Самойлов, режиссер Валерий Раку, художник Семён Пастух). В последний раз "Снегурочка" ставилась в Москве в Большом театре в 1978 году (дирижер А.Лазарев, режиссер Б.Равенских).
Следите за новостями нашего сайта. Каждой из предстоящих премьер мы обязательно уделим внимание и дадим подробную рецензию.
* Мировая премьера "Триптиха" состоялась в 1918 г. в Метрополитен-опера.
** Сведения о Ф.Чилеа и его опере опубликованы на нашем сайте в
разделе Даты/композиторы за 2000 год. Краткую дискографию
(информация о первых и лучших записях) см. в разделе "Аудио и
Видео". Полная дискография оперы включает 13 известных нам записей
(в т. ч. 5 студийных). Последняя из них осуществлена на фирме
"Decca" в 1988 г. (дирижер Р.Бонинг, солисты Д.Сазерленд,
К.Бергонци, Л.Нуччи и др.).
О содержании оперы см.: Энциклопедический словарь "Опера" (М.,
"Комопозитор", 1999, стр. 2.
*** Инесса Галанте, родилась в Риге. Будучи студенткой
консерватории, дебютировала в Латвийской опере в 1982 г. Выступала
в Мариинском театре, различных городах Германии (Манхайм,
Дюссельдорф), Шотландии, США, Канады. Гастролировала в Москве.
Среди партий Мими, Чио-Чио-сан, Виолетта, Иоланта, Памина, Донна
Эльвира и др. Получила известность также как камерная певица.
Бойко Цветанов (р. 1955), болгарский тенор. В 1982 г. дебютировал
в Национальной опере в Софии, выступал в Цюрихе, Берлине, Венской
Staatsoper, Опере Бастилии и других театрах.