Наступают Рождественские и Новогодние праздники, каникулы. Многие отправляются отдыхать за границу. Возможно, им пригодится наш небольшой обзор новогодней оперной жизни ряда ведущих европейских музыкальных театров. Вообще, надо сказать, в эти дни (конец декабря - 10 января) жизнь оперных театров не отличается большим разнообразием. Чаще всего предпочитают оперетту (И. Штраус, Ф. Легар, И. Кальман). Немцы обожают давать "Гензель и Гретель" Хумпердинка. В нескольких театрах идет "Волшебная флейта" Моцарта (в барселонском "Лисео" 27, 28, 30 декабря, 2, 4, 5, 7, 9, 10 января; во Франкфурте 26, 29, 31 декабря, 6 января; в Гамбургской опере 26, 29 декабря. 1, 6 января; в берлинской "Штаатсопер" 27 декабря; в Цюрихе 29 декабря; в парижской "Гранд-опера" весь декабрь и с 3 по 6 января).
Впрочем, посещение "Гранд-опера" под большим вопросом, так как государственные оперные сцены Парижа сотрясают забастовки.
Надо сказать, что организационные принципы европейских оперных театров отличаются от российских. У нас театры дают за сезон множество спектаклей, ежедневно сменяющих друг друга. Этот принцип называется "репертуарным" и предполагает (как правило) наличие стабильной большой оперной труппы. Наряду с "репертуарными" театрами, на западе широко распространен сезонный принцип (stagione), когда на определенную постановку приглашается творческая группа (включая режиссера, дирижера, певцов). Спектакли даются "сериями". В течение пары недель, месяца идет один и тот же спектакль (изредка два, часто попеременно с балетными постановками, если в данном театре они практикуются), а затем его сменяет другой. Это экономически более оправдано (как заполучить звезду на весь сезон?), хотя и представляет неудобства для туристов, у которых в запасе всего несколько дней. По такой схеме работают театры Голландии, Бельгии (например в брюссельском "Ла Монне" весь декабрь дают "Фальстафа" Верди); вышеупомянутый барселонский "Лисео", женевский "Большой театр" (в декабре здесь идет "Кармен", в том числе и 31 числа), парижские театры. В "Ла Скала" в декабре идет "Трубадур" Верди. В лондонском "Ковент-Гардене" в этот период выбор также небольшой. Вперемежку с балетом "Щелкунчик" здесь царит "Золушка" Россини (1, 4, 9, 11 января).
На этом спектакле (дирижер Марк Элдер) стоит остановится подробнее, так как в нем заняты яркие солисты. Заглавную партию Золушки (Анджелины) исполняет итальянское меццо Соня Ганасси (р. 1963), которая получила известность после успеха именно в этой партии в Сполето (1991) и считается специалистом по россиниевскому репертуару (Розина, Изабелла в "Итальянке в Алжире", Эмма в "Зельмире" и др.). В партии Дона Маньифико итальянский бас-баритон Симоне Алаимо (р. 1956), выступающий с 1980 года. В его активе партии Мустафы в "Итальянке в Алжире" (1888, Ковент-Гарден), Ассура в "Семирамиде" Россини (1992, Метрополитен), роли Дулькамары в "Любовном напитке", Базилио, Дона Паскуале в одноименной опере Доницетти. В спектакле участвуют также Хуан Диего Флорес (Дон Рамиро), Микеле Пертуси (Алидоро) и др.
Среди тех театров, кто сохраняет в полном объеме свою верность репертуарному принципу - венская "Штаатсопер". И тем, кто очень любит оперу и хочет увидеть сразу несколько спектаклей на любой вкус, надо стремиться именно сюда.
Из премьер нынешнего сезона особого внимания заслуживает "Роберто Деверо" Доницетти (1837, Неаполь, либретто С. Каммарано по Ф. Ансело). Эта замечательная опера (одна из лучших в творчестве композитора), завершающая т. н. королевский "тюдоровский" цикл (куда входят также "Анна Болейн" и "Мария Стюарт") не очень часто ставится на сцене, но зато каждая такая постановка сверкает как бриллиант. Накал страстей в этом произведении поражает. Разумеется, в либретто много надуманных типично оперных страстей (любовный треугольник - Королева Елизавета I любит Роберто, графа Эссекса, а тот, в свою очередь, тайно увлечен Сарой, женой своего друга Герцога Ноттингемского; королева дает графу кольцо, тот отдает его Саре, взамен получая платок с ее инициалами - вся эта путаница приводит к трагическому финалу и гибели главного героя). Однако все это меркнет перед замечательной музыкой. Финальная сцена Елизаветы - представляет собой ярчайший образец доницеттиевского искусства. Ряд постановок этой оперы вошли в анналы оперного искусства. В 1964 году в Неаполе партию Елизаветы (важнейшую в опере) блестяще исполнила турчанка Лейла Генчер (р. 1924). Отметим также постановки 1970 года в "Нью-Йорк-сити-опера" (с Беверли Силс и Пласидо Доминго), 1977 на фестивале в Экс-ан-Провансе (с Монсеррат Кабалье и Хосе Каррерасом).
В новогодних венских спектаклях (10, 14, 18, 22 декабря, 3 и 6 января) в партии Елизаветы выступает выдающаяся чешская певица, непревзойденная исполнительница белькантового репертуара Эдита Груберова (р. 1946), десять лет назад впервые спевшая эту партию в барселонском "Лисео" под управлением Ричарда Бонинга. В заглавной партии также весьма известный мексиканский тенор Рамон Варгас (р. 1959), в роли герцога Ноттингемского испанский баритон Карлос Альварес (р. 1966), уже успевший снискать успех в партиях Фигаро, Жермона, Евгения Онегина, и др. Дирижирует Марчелло Виотти.
Среди других спектаклей Венской государственной оперы отметим "Веселую вдову" Легара (31 декабря, 1, 7 января) со знаменитыми Нэнси Густафсон (р. 1956) в партии Ганны Главари и Бо Скофхусом (р. 1962) в партии Данило. Последнего многие знают по телевизионной новогодней трансляции той же оперетты в 1997 году из парижской Оперы Бастилии (тогда его партнершей была Карита Маттила).
Совершенно неизвестна нашим меломанам замечательная комическая опера Р. Штрауса "Молчаливая женщина" (1935, Дрезден, либретто С. Цвейга по комедии Бена Джонсона), продолжающая традиции "Дона Паскуале" Доницетти (2, 5 января). Сэр Морозус, ненавидящий шум, хочет жениться на тихой, молчаливой женщине, а своего племянника Генри лишить наследства в качестве наказания за то, что тот избрал театральную карьеру. Роль "молчаливой женщины" разыгрывает жена Генри Аминта. Им помогает плут-цирюльник. В результате разыгранной церемонии бракосочетания Морозус получает тихую "жену", которая немедленно превращается в "мегеру". Старик в панике решает отказаться от брака, узнав же о розыгрыше, прощает шутников.
В спектакле участвуют: Сэр Морозус - известный бас-баритон Франц Хавлата (р. 1963), Аминта - сопрано Лаура Эйкин (р. 1964), яркая исполнительница колоратурных партий (Зербинетта в "Ариадне на Наксосе" Р.Штрауса, Царица ночи). В 1995 именно в Вене американка имела большой успех в партии Олимпии ("Сказки Гофмана" Оффенбаха). Дирижер - Леопольд Хагер.
Среди раритетов репертуара опера Верди "Стиффелио" (8, 11 января), которой исполнилось в 2000 году 150 лет (см. раздел "Даты" нашего сайта). В постановке заняты выдающиеся артисты: тенор Альберто Купидо (р. 1948), сопрано Мара Дзампиери (р. 1951) и баритон Ренато Брузон (р. 1936). Дирижер - Фабио Луизи.