4 марта с. г. исполнилось 75 лет крупнейшему немецкому композитору и пианисту 2-й половины 20 в. Ариберту Райману. Он родился в 1936 г. в Берлине в музыкальной семье. Учился столичной ВМШ у Б.Блахера и Э.Пепинга. Автор многочисленных симфонических, вокальных, камерно-инструментальных произведений. В его творчестве большое место занимает оперный жанр. Он – автор семи опер.
«Игра грёз». 1965. Киль. Либретто К.Гениуса по одноименной пьесе А.Стриндберга. Дирижер М.Гилен, режиссер И.Клайбер.
«Мелузина». 1971. Шветцингенский фестиваль. Постановка берлинской Немецкой оперы (в то время – Городская опера Западного Берлина). Либретто К.Хеннеберга по пьесе немецкого поэта экспрессиониста И.Голля (И.Ланга). Дирижер Р.Петерс, режиссер Г.Р.Зелльнер.
«Лир». 1978. Мюнхен. Баварская государственная опера. Либретто К.Хеннеберга по одноименной пьесе У.Шекспира. Дирижер Г.Альбрехт, режиссер Ж.-П.Поннелль.
«Соната призраков». 1984. Берлин. Геббель-театр. Либретто автора и У.Шенделя по одноименной пьесе А.Стриндберга. Дирижер Ф.Лайер, режиссер Х.Лукс-Киндерман.
«Троянки». 1985. Мюнхен. Баварская государственная опера. Либретто Г.Альбрехта и автора по трагедии Эврипида в обработке Ф.Верфеля. Дирижер Г.Альбрехт, режиссер Ж.-П.Поннелль.
«Замок». 1992. Берлин. Немецкая опера. Либретто автора по фрагменту одноименного романа Ф.Кафки в инсценировке М.Брода. Дирижер М.Бодер, режиссер В.Деккер.
«Дом Бернарды Альбы». 2000. Мюнхен. Баварская государственная опера. Либретто автора по одноименной пьесе Ф.Г.Лорки. Дирижер З.Мета, режиссер Г.Купфер.
«Медея». 28 февраля 2010. Вена. Государственная опера. Либретто автора по мотивам трилогии Ф.Грильпарцера «Золотое руно». Дирижер М.Бодер, режиссер М.А.Марелли.
Наряду с композиторским творчеством Райман занимался и пианистической деятельностью. Получил известность как концертмейстер, работавший с Д.Фишером-Дискау. В своей книге «Отзвуки былого» великий певец дает интересную характеристику творчества Раймана, которое в целом развивалось в традициях экспрессионизма и Ново-венской школы. Певец и композитор познакомились при подготовке премьеры оперы Х. В. Хенце «Элегия для юных влюбленных», премьера которой состоялась в Шветцингене в 1961 г. Предлагаем читателям фрагмент из книги Фишера-Дискау, посвященный композитору:
При нашем первом знакомстве Райман должен был выучить со мной главную партию Миттенхофера для премьеры оперы Хенце <…> Позже представлялись многочисленные случаи, при которых Ариберт раскрывал новые для меня сочинения (не только вышедшие из-под его пера); он существенным образом повлиял на мое восприятие и оценку современной музыки в целом. Многие его сочинения я исполнял впервые на концертной эстраде <…>, однако наибольшее удовлетворение принесло мне то обстоятельство, что именно мой вроде бы незаметный намек и ненавязчивое его повторение стали причиной появления на свет самого крупного на сегодняшний день оперного творения Раймана – «Лира» <…> (Фишер-Дискау был участником мировой премьеры «Лира» - Е.Ц.). Райман безошибочно чувствует возможности человеческого голоса, понимает, на что способен тот, кому он пишет ту или иную партию. Очень ясно это проявилось в последней опере Раймана «Троянки» (эти строки написаны автором в 1987 году – Е.Ц.)… …Неуклонность, с которой развивался Райман, основываясь на заветах Новой венской школы и своего духового отца Бориса Блахера, показала, какого верного себе и одаренного вдохновением художника мы имеем в его лице. Он не обращал внимания на моду и недолговечные эксперименты, которыми увлекались другие, и прокладывал себе путь к все более непосредственным, все более трогающим душу средствам выражения, к искусству, не отвергающему импульсов своего трудного времени и его проблем…
Произведения Раймана ставятся и в наши дни. Так, его лучшая опера «Лир» в 2009 была поставлена в берлинской Комише-опер, в 2010 в Касселе. «Медея» после венской премьеры поставлена во Франкфурте в сентябре того же года (немецкая премьера).
На фото:
Ариберт Райман