25 сентября 2009 года исполнилось 200 лет со дня рождения Надежды Васильевны Репиной – известной московской певицы первой полвины 19 века, одной из первых примадонн императорской сцены. О вокалистах той отдаленной эпохи мы знаем только по отзывам современников – никаких более достоверных свидетельств их искусства, увы, не сохранилось, ибо звукозапись, пусть даже несовершенная, появилась много десятилетий спустя.
Мы предлагаем вниманию наших читателей краткую редакционную справку о певице, в основу которой положена статья из известного двухтомника А. М. Пружанского «Отечественные певцы».
Надежда Васильевна Репина родилась в Москве 25 сентября 1809 года. С раннего детства вращалась в артистической среде, поскольку ее отец В. Д. Репин, происходивший из крепостных людей помещиков Столыпиных и выкупленный на волю театральной дирекцией, был музыкантом Императорских московских театров, и естественно, что, благодаря окружающей обстановке, у его дочери рано начала пробуждаться любовь к театру и музыке. К тому же весьма скудные средства отца заставили его отдать свою дочь, уже на седьмом году ее жизни, 7 июля 1816 года, в Московское театральное училище, где она пробыла около 9 лет. В училище вскоре выяснилось, что у девочки недюжинные артистические способности и довольно сильный для ребенка голос приятного тембра, который позже развился в драматическое сопрано. Пению Репина обучалась у итальянского певца Бравура, уроки музыки брала у скрипача, дирижера и композитора А. С. Гурьянова, позднее занималась по вокалу у А. Верстовского, оказавшего большое влияние на ее творческое развитие.
Будучи еще ученицей театрального училища Репина с 1823 года стала появляться на московской сцене (Императорский театр на Моховой улице), причем завоевала внимание публики и театральной дирекции. Это внимание, однако, досталось ей не даром: дирекция в ту пору не только к воспитанникам и воспитанницам театрального училища, но даже и к служащим артистам относилась очень строго - за ошибку при исполнении какой-либо роли наказывали весьма серьезно. Так, Репина, вспоминала, что однажды, при первом представлении переведенной с французского пьесы Скриба "Простая История", в которой она играла главную женскую роль, она сбилась при исполнении одного куплета, — и за это ее после спектакля поставили на колени. Вскоре после первых своих выходов она обратила на себя внимание инспектора музыки московских театров А. Н. Верстовского, который, понимая сценическое искусство, много помогал ей своими советами. Выступив в 1823 году в первый раз на московской сцене, Репина еще почти целых два года, часто появляясь в спектаклях, продолжала оставаться в театральной школе и только 26 мая 1825 года, не имея еще полных 16-ти лет, вышла из училища. Публика к этому времени уже хорошо знала ее, поскольку ее профессиональный дебют состоялся на важнейших московских сценах несколько ранее: 14 октября 1824 года Репина выступила на открытии Малого театра в балете "Лилия Нарбонская" (вместе с А. Сабуровой), а 6 января 1825 года на открытии здания Большого театра исполнила партию Кариолы в прологе "Торжество муз" (с муз. А. Верстовского и А. Алябьева).
Окончив училище, Репина заняла ведущее положение на московской сцене, где с успехом выступала до 1841 года в драматических спектаклях, водевилях, концертах, но с особенным успехом — в опере. Обладала подвижным, не очень сильным голосом небольшого диапазона (при этом исполняла не только сопрановые, но и меццо-сопрановые партии), ярким драматическим талантом. Исполнение отличалось естественностью, поэтичностью. Большое внимание уделяла гриму, костюму и пластическому рисунку образа. "Репина, необыкновенно даровитая артистка, долго была истинным украшением московской сцены, занимая в ней амплуа, соответствующее амплуа Щепкина, потому что в ее таланте есть аналогия с его талантом" (В. Белинский). Репина продолжила традиции Е. Сандуновой и была одной из первых московских оперных певиц, утверждавших на оперной сцене принципы сценического реализма, стремилась к достижению вокального и артистического единства роли.
Дарование Репиной, по отзывам современников, было обширно и многосторонне, а потому нет ничего удивительного, что, несмотря на свои еще очень молодые годы, она заняла одно из первых мест на московской сцене, на которой прослужила 16 лет. О гибкости и разносторонности ее таланта можно судить по чрезвычайно разнообразному репертуару пьес, в которых она исполняла нередко роли самого противоположного характера: наивные, веселые, страстные, сильно драматические, водевильные, первые роли в драмах и первые партии в операх, в которых, даже, несмотря на свой не особенно обширный голос, исключительно благодаря неподражаемой игре, занимала всегда центральное место. А. Н. Верстовский, впоследствии ее муж, написал специально для нее партии Надежды в "Аскольдовой могиле" и Пахиты в "Тоске по родине". Особенно же H. В. Репина выделялась во французской комической опере, где, как известно, убедительная игра не менее важна, чем хорошее пение, а там, где дело касалось игры, — успех Репиной был вполне обеспечен. Ее репертуар этого рода был очень обширен, но наибольшими симпатиями публики она пользовалась в операх: "Невеста", "Фра-Дьяволо", "Черное Домино" и некоторых других. Не будучи красавицей, Репина была очень миловидна, жива, полна чувства, страсти. Все свои роли, как сугубо драматические, так и водевильные, проводила она воодушевленно, жизненно, страстно. Белинский, говоря об ее игре в "Цыганах" (по Пушкину) и исполнении ею песни Земфиры "Старый муж, грозный муж", так охарактеризовал ее: "Н. В. вся была огонь, страсть, трепет, дикое упоение". О силе, естественности и чрезвычайно захватывающей страстности ее игры можно судить уже по следующему случаю, рассказанному бывшим режиссером московских императорских театров С. П. Соловьевым. В этих же "Цыганах", в которых исполнение Н. В. Репиной роли Земфиры приводило в восторг не только Белинского, но и всю Москву, роль Алеко исполнял П. С. Мочалов. Однажды он до того поддался очарованию артистки, что при стихах песни: "Как ласкала его я в ночной тишине", совершенно забылся и вскричал: "Это черт, а не женщина!" Но не в одной только роли Земфиры Репина производила такое сильное, захватывающее впечатление. Последней созданной ею ролью была роль Славской в водевиле Д. T. Ленского (между прочим посвятившего ей свой другой водевиль - "Льва Гурыча Синичкина") "В людях ангел — не жена, дома с мужем — сатана". Здесь, несмотря на свои почти 32 года, она силою таланта, молодостью души сумела дать замечательно рельефное изображение молоденькой женщины, кажущейся то ангелом смирения, покорности, кротости и любви, если на нее смотрел кто-нибудь посторонний, то капризным, своенравным ребенком, беспощадно мучающим своего мужа, как только она остается с нею наедине. По отзыву Вл. Родиславского, особенно восхитительна она была, когда произносила, как бы по секрету публике, приложив при последнем слове палец к губам, слова заключительного куплета: "И здесь есть, верно, не одна, / Что в людях ангел — не жена, / А дома с мужем — сатана!" Эта роль была последняя, созданная Н. В. Репиной, и ею она закончила свою артистическую карьеру, исполнив ее в последний раз на московской сцене 8 февраля 1841 года. Однако, несмотря на такую одухотворенность и страстность игры, Репину нельзя было назвать артисткой вдохновения, артисткой минуты: она всегда много работала над каждою ролью, вдумывалась в нее, заботилась об отделке даже мелочей; в то же время она не была и артисткой «рассудочной», рассчитавшей и изучившей каждый свой жест, каждое свое движение, что всегда придает игре какую-то деланность, натянутость и даже мертвенность. Это была артистка, полная жизни, страсти, таланта и ума; всякую роль, как бы она ни была бесцветна и бессодержательна, Репина умела провести с захватывающим интересом. Белинский, вообще сильно увлекавшийся Репиной, разбирая ее игру в роли Сюзанны в "Свадьбе Фигаро", говорит, между прочим: "Признаемся, что если бы все и всегда так играли (как Н. В. Репина), то не было бы больше плохих пьес, и все пьесы, даже дурные, были бы превосходны". По словам Родиславского, Репина "из каждой роли создавала законченное художественное произведение. Тонкое, эстетическое понимание ролей, глубина и сила чувств, звучный, симпатичный голос, одушевленное, выразительное лицо, блестящие черные глаза и грация, присущая всем ее движениям, — вот те орудия, которыми она побеждала все трудности искусства, очаровывая всех зрителей"... Сила ее таланта особенно рельефно обрисовалась в последние годы ее артистической деятельности. Будучи уже не первой молодости, она, однако, так естественно изображала то наивных, то капризных 15—16-летних девочек, что видевшие ее на сцене никогда не поверили бы, что артистке уже за 30 лет.
Прослужив на сцене 16 лет, Репина в 1841 году, еще в полном расцвете своего таланта, вышла в отставку. Одною из причин этой отставки был ее брак с А. Н. Верстовским, состоявшийся вскоре после того, как она оставила сцену. Но и в отставке артистка не переставала интересоваться театром и до самой смерти своего мужа очень часто посещала его. Многие артисты и особенно артистки часто обращались к ней за советом, весьма дорожа ее мнением об их игре. Строгая к себе, она была снисходительна к другим, и отзывы ее даже о дурном исполнении всегда отличались мягкостью и деликатностью, хотя, конечно, всегда было видно, что это обусловлено не отсутствием вкуса и непониманием дела, а сердечной добротой и снисходительностью. По смерти мужа здоровье Репиной сильно пошатнулось. 19 ноября 1867 г., вечером, она вдруг почувствовала себя дурно, а на следующий день, в 11 часов утра, скончалась; тело ее погребено на Ваганьковом кладбище, возле могилы мужа. Современник артистки С. Соловьев писал: "Репина жила искусством и для искусства, жизнь ее состояла или в игре на сцене, или в приготовлении к этой игре; помимо этой жизни она не жила и не могла жить".
В обширном и разнообразном репертуаре Надежды Репиной (около 100 партий) преобладали партии лирико-комедийного плана. Репина - первая исполнительница партий в многочисленных, необыкновенно популярных в ту эпоху водевилях, имена авторов которых нам сегодня ничего не говорят, а также в операх, преимущественно комических. Среди них стоит упомянуть такие партии как: Эммы ("Муж и жена" А. Алябьева и др.), Юлии ("Пан Твардовский" Верстовского), Гремиславы ("Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев" Верстовского), Надежды ("Аскольдова могила" Верстовского), Маши ("Иван Сусанин" К. Кавоса), Всемилы ("Илья-богатырь" Кавоса), Милославы ("Русалка" Кавоса), Аннеты и Камиллы ("Жоконд, или Искателя приключений" Н. Изуара), Зелии ("Алина, королева Голкондская" Ф. Буальдье), Церлины ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине" Д. Обера), Бетли ("Швейцарская хижина" Адана), Церлины ("Дон Жуан" В. А. Моцарта), Розы ("Эмма, или Безрассудное обещание" Обера), Леокадии ("Леокадия" Обера), Марии ("Клятва, или Делатели фальшивой монеты" Обера), Мадлены ("Почтальон из Лонжюмо" Адана), Анжелы ("Черное домино, или Таинственная маска" Обера). К лучшим партиям Репиной относятся Надежда ("Аскольдова могила"), Церлина ("Дон Жуан" и "Фра Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Мадлен ("Почтальон из Лонжюмо"), Анджела и др.
Партнерами по сцене Репиной в разные годы были А. Бантышев, П. Булахов, Н. Лавров, В. Рязанцев, Н. Семенова, М. Щепкин. Репина пела под управлением И. Фельцмана, Ф. Шольца, других дирижеров московской сцены. Большой популярностью пользовались в ее исполнении песни А. Верстовского "Колокольчик" ("Вот мчится тройка удалая..."), "Песня Земфиры" ("Старый муж, грозный муж...") из музыки к инсценировке поэмы "Цыганы" А. Пушкина (поставлена 29 января 1832 г.), а также песни сумасшедшей Фионы в драме "Рославлев" А. Шаховского (муз. А. Верстовского и А. Варламова), песня дочери Мельника ("По камушкам, по желтому песочку") из муз. А. Алябьева к инсценировке "Русалки" A. Пушкина (1838). На драматической сцене была постоянной партнершей П. Мочалова (в т. ч. в "Гамлете" У. Шекспира, где играла Офелию), М. Щепкина (в водевилях), B. Каратыгина. Важнейшие драматические роли Репиной: Софья ("Горе от ума" А. Грибоедова), Сюзанна ("Женитьба Фигаро" П. Бомарше), Луиза ("Коварство и любовь" Ф. Шиллера), Мирандолина ("Трактирщица, или Хозяйка гостиницы" К. Гольдони).
Репина входила в избранный круг московской интеллигенции, была знакома с А. Варламовым, А. Алябьевым, А. Гурилевым, А. Пушкиным, А. Грибоедовым, С. Аксаковым, В. Одоевским, Р. Шуманом, Ф. Листом, Г. Берлиозом.
Материал подготовлен А. Матусевичем