Рецензия на запись «Таис» Жюля Массне

Рецензия на запись «Таис» Жюля Массне
Оперный обозреватель

DECCA. 466-766-2. DDD. Ж. Массне. "Таис". Оркестр National Bordeaux Aquitaine. Хор Оперы Бордо. Дирижер Ив Абель. Солисты: Рене Флеминг, Томас Хэмпсон, Джузеппе Саббатини и др. © 2000 г.

Трудно себе представить композитора, более раскритикованного в наше время, чем Жюль Массне. Еще при жизни его обвиняли в том, что он обслуживает вкусы не слишком развитой, но многочисленной части публики. А сейчас его не жалуют режиссеры за схематичность и помпезность сюжетов опер. Дирижеры говорят, что музыка Массне слащава и предназначена для примадонн. Сами же примадонны не рвутся петь оперы Массне из-за их протяженности и явных вагнеровских тенденций, что безусловно усложняет задачи исполнителя. Но, тем не менее, нет сколько-нибудь приличного театра, в котором бы не ставились оперы Массне.

1/2

Публика с радостью платит деньги, чтобы в который раз услышать, как страдает юный Вертер, кокетничает ветреная Манон. Как только находятся подходящие силы в арсеналах театров и студий звукозаписи, то в свет выходит новое воплощение какого-нибудь шедевра композитора. Только за прошедшие три года появились две новые "Иродиады", два "Вертера", "Манон" и "Керубино". В самом конце 2000 года появилась новая запись оперы Массне "Таис".

"Таис" - опера весьма примечательная. Ее нельзя назвать частой гостьей на сценах мира, но, тем не менее, она не забыта. Эта опера требует эффектной режиссуры, вдумчивого дирижера, скрипача-виртуоза и певцов с выдающимися вокальными данными. В свое время в "Таис" блистали певицы Джеральдин Фаррар, Грейс Мур, Леонтин Прайс, Беверли Силс и Райна Кабаиванска. За пультом оркестра стояли Тосканини, Фриц Райнер и Лорин Маазель. В 1998 году в Бордо сенсационно прошла очередная постановка этой оперы. Главную партию с феерическим успехом исполнила американка Рене Флеминг. Фирма "Decca" моментально отреагировала на это, разработав проект новой студийной записи оперы.

Запись, опубликованная в конце 2000 года, оставила далеко позади единственную полную студийную "Таис", записанную на EMI в середине 70-х годов. "Decca", сделав ставку на молодого дирижера Ива Абеля и не самый известный в мире оркестр из Бордо, не прогадала. В опере много симфонических интермеццо, оркестровая ткань в них насыщенна и сложна. На оркестре и дирижере лежит гигантская ответственность. Музыканты из Бордо и Ив Абель схватывают самую суть, лирическое зерно музыки Массне, играя тонко и мягко. В отличие от Маазеля на EMI, Абель не перегружает ткань оперы кульминациями, но легко и уверенно парит с оркестром и певцами в лирических вихрях музыки. Здесь много воздуха и света, балетные номера полны шарма и изящества, а знаменитое "Размышление" со скрипичным соло (Рене Капюсо) звучит свежо и проникновенно.

Рене Флеминг поет партию александрийской куртизанки, обращенной в христианство, полнозвучно и красиво, демонстрируя все супердостоинства своего вокала. Все, кто знаком с творчеством Флеминг, скажут, что она рождена, чтобы петь Массне. Это лирическое сопрано штраусовских пропорций с ярко выраженной колоратурной техникой. В отличие от великой Беверли Силс в записи EMI, слишком поздно обратившейся к партии Таис, голос Флеминг без усилий парит над плотной оркестровой тканью, не теряя красоты, теплоты и тембрового своеобразия. Флеминг прекрасно чувствует мелодику Массне, отчего сольные номера певицы становятся законченными и гармоничными. Произношение ее безупречно.

Баритон Томас Хэмпсон в партии фанатичного Атанаэля затмевает знаменитого Шерилла Милнса в записи Маазеля. Милнс прямолинеен, брутален, а иногда и просто груб. Хэмпсон же сделал Атанаэля светлее и мягче. Отточив произношение, он вывел своего героя истинным сыном французской лирической оперы. Порывы его искренни и лишены мелодраматизма. Певец находится на пике своей вокальной формы.

Известный итальянский тенор Джузеппе Саббатини в партии юного Никиаса звучит в чем-то убедительнее, чем Николай Гедда у Маазеля. Гедда злоупотребляет характерным оттенком голоса, отчего голос звучит старовато. Саббатини поет стильно, красиво и свободно. Это позволяет нам судить о недюжинном лирическом даровании певца и его вкусе.

Небольшие партии исполняют молодые, но прекрасно себя зарекомендовавшие певцы: Энкелейда Шкоза, Элизабет Видаль, Мари Девелеро, Стефано Палатчи и др.

В заключение нельзя не сказать о превосходном качестве записи. Теплый звук, мягкие басы, отличный баланс оркестра, хора и солистов в массовых сценах - все это делает честь мастерам звукорежиссуры фирмы "Decca" . Вполне логично, что запись сразу стала сенсацией и была признана журналами "ГРАММОФОН" и "КЛАССИК CD" лучшей за декабрь 2000 года.

Александр Журавлев

Сведения об опере:

"Таис". Опера Жюля Массне в 3-х действиях (либретто Л.Галле по одноименному роману А.Франса).
Мировая премьера - 1894, Париж.

Исполнители главных партий:

  • Таис (сопрано) - Сибил Сандерсон (1865-1903),
  • Атанаэль (баритон) - Жан-Франсуа Дельмас (1861-1933),
  • Никиас (тенор) - Альбер Альварес (1861-1933).

Первые русские постановки:
Харьков (1908), Екатеринбург (1911), Москва (1913, Оперный театр С.Зимина).

Краткие сведения о солистах:

Рене Флеминг (р. 1959). Дебютировала в 1986 г. (Зальцбург, партия Констанцы в "Похищении из сераля"). В 1988 дебютировала в Ковент-Гардене. В 1991 участвовала в мировой премьере оперы Д.Корильяно "Призраки Версаля" (Метрополитен). Яркая исполнительница партий в операх Моцарта, Россини, Р.Штрауса и др.
Томас Хэмпсон (р. 1955). Выступает на оперной сцене с 1981 г. (Дюссельдорф). В 1986 дебютировал в Метрополитен (Граф Альмавива в "Свадьбе Фигаро"), в 1993 в Ковент-Гардене (Фигаро в "Севильском цирюльнике"). Среди лучших партий также Гульельмо в "Так поступают все", Родриго в "Дон Карлосе", Гамлет в одноименной опере Тома.
Джузеппе Саббатини (р. 1957). Дебютировал в 1987 г. (Сполето, партия Эдгара в "Лючии ди Ламмермур"). В 1988 исполнил в Ла Скала партию Рудольфа в "Богеме", в 1990 здесь же пел заглавную партию в "Идоменее" Моцарта. С 1991 неоднократно выступал в Ковент-Гардене (Герцог, Артур в "Пуританах", Де Грие в "Манон", Ленский). Исполняет преимущественно партии итальянского (Доницетти, Верди) и французского репертуара (Массне, Обер, Берлиоз).

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ