Триумф Кирилла Петренко

«Кольцо Нибелунга» Рихарда Вагнера в Майнингене

«Кольцо Нибелунга» Рихарда Вагнера в Майнингене
Оперный обозреватель

На днях на нашем сайте появилась информация о молодом русском дирижере Кирилле Петренко, с успехом "покоряющем" оперные сцены Германии. Это подтверждает недавно прошедшая премьера тетралогии Вагнера в Майнингене, о которой мы обещали проинформировать наших читателей. Наш корреспондент в Германии Элла Пружанская, которая теперь будет регулярно освещать оперную жизнь этой страны, предоставила нам информацию об этой постановке.

Премьера оперы "Кольцо нибелунга" в провинциальном городе Майнингене на юге Тюрингии стала сенсацией. Большое количество информационных агентств сообщали о предстоящем событии. По выводам немецкой прессы - в маленьком театре совершена успешная попытка поставить на сцене одно из сложнейших сочинений.

13 апреля состоялась премьера, длившаяся четыре вечера подряд, в общей сложности 17 часов.

Этот смелый проект потребовал большого количества исполнителей. В постановке были задействованы 2 оркестра и двойной состав певческого ансамбля. Очень много людей работало за сценой. Более 150 человек приложили усилия к осуществлению премьеры. Название проекта звучало на немецком языке весьма интересно: "Wagnis Wagner". В переводе на русский это означает: "Рискованный вагнеровский проект". Хочу предложить вашему вниманию одну из статей о прошедшей премьере, опубликованную в немецкой прессе.

Элла Пружанская

Еще перед премьерой у всех были большие сомнения. Но все голоса протеста и недоверия смолкли после ее завершения. "Кольцо" в Майнингене удалось. Все лавры успеха достались, в основном, молодому дирижеру Кириллу Петренко. Генералмузикдиректор и дирижер Тюрингского Государственного Театра города Майнингена собрал сразу два оркестра: собственный оркестр театра и оркестр Тюрингской Филармонии Гота-Зуль. Приглашенные музыканты очень старались, филармоническому оркестру удалось добиться настоящего "вагнеровского" звука. Лиза Гастин (Lisa Gasteen), исполнявшая в опере "Гибель богов" партию Брунгильды, стала подлинной сенсацией этой премьеры. Австралийская певица обладает очень мощным голосом. Ее интерпретация этой партии компенсировала не совсем удачные выступления других исполнительниц в предыдущих двух вечерах.

Для провинциального театра эта постановка явилась большим событием. 30 миллионов немецких марок, выделенных на проект, означали для города с населением в 25 тысяч человек огромную сумму денег. Кристина Милитц (Christine Militz), интендант театра, шла на большой риск, задумывая эту грандиозную эпопею. Близость Байрейтcкого фестиваля, где проходят постановки опер Вагнера, делали премьеру весьма рискованной. Но Майнинген доказал всем, что их "Кольцо" ни чуть не хуже, чем у знаменитых соседей. Две трети всех партий исполняли певцы Майнингенского театра. Они составили вполне достойную конкуренцию именитым певцам, приглашенным на постановку. Одним из таких примеров является Штефан Ибботсон (Stephen Ibbotson), выступивший в партии Зигфрида. Его не совсем уверенное начало было сглаженно прекрасным исполнением в драматичной сцене борьбы со смертью.

Другой певец, которого стоит отметить - Юрген Мюллер (Jurgen Muller), певший партию молодого Зигфрида, - продемонстрировал потрясающую мимику и голос. Андреа Бённинг (Andrea Bonning), в роли Фрики и Эрды, Франц Хавлата (Franz Hаwlata), исполнявший партию Вотана, и Бодо Бринкманн (Bodo Brinkmann) в роли Вотана-Странника, показали всем, что они владеют манерой вагнеровского исполнения. А Бригитта Вольфарт (Brigitte Wolfrath) (Зиглинда), и Франк ван Акен (Frank van Aken) (Зигмунд), блистали в образе любовной пары.

Во всей постановке можно заметить преобладание бурных, чувственных сцен. Это ясно выразилось в режиссерской концепции Кристины Милитц, а также музыкальной интерпретации Петренко. Для последнего эта премьера стала дебютом в музыке Вагнера. И, несмотря на небольшие трудности у оркестра в начале тетралогии, Петренко и его музыканты быстро освоились, наполняя музыку накаляющейся драматичностью и мелодичностью.

Надо отметить, что маленький театр создал за два года прекрасную постановку. Трудно себе представить, сколько усилий было затрачено на этот проект. Его задумка и осуществление, в общем, выглядят весьма эпатажно: постоянно сменяющиеся цвета, игра со светом, пиротехнические эффекты, превращения - всё это в изобилии обрушивается на зрителя.

Декорации и многочисленные эффекты были сделаны венским скульптором Альфредом Хрдликой (Alfred Hrdlicka). (...) Они находятся в постоянном взаимодействии с цветовым решением и "уровнями" действия, а также несут в себе мистическую символику. Милитц удачно поняла, как эффективней всего использовать эти сложные образы художника. И хотя не всем поклонникам вагнеровских опер понравилось такое художественное решение, можно с уверенностью сказать, что, не смотря ни на что, было сказано новое слово в оформлении этого грандиозного цикла.

"Привилегия быть впереди всех не может быть отобрана у Майнингена", эти известные слова Теодора Фонтена цитировались в праздничной речи, посвященной Дням Майнингенского театра. Похвала Фонтена была сделана им в те времена, когда Вагнер работал на "Кольцом нибелунга", - в это время Фонтен посетил театр герцога Георга II, чьи постановки повергали всю Европу в восторг...

В конце хочется добавить, что на "Кольцо нибелунга" в этом сезоне распроданы все до одного билета.

Томас Тиринген.
"Зюддойче Цайтунг" от 18.04.2001 г.
(публикуется с сокращениями).

Перевод Э.Пружанской.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ