Когда я учился в музыкальной школе и впервые услышал "Севильского цирюльника", то влюбился в эту оперу и часто ловил себя на том, что бессознательно напевал фразы и нее: "Ах, браво, Фигаро, браво брависсимо", "Я так безропотна" и др. При всей любви к "упоительному Россини", окончил школу я с убеждением, что Россини - автор одной, ну от силы двух опер. К "Цирюльнику" добавлялся патриотический "Вильгельм Телль". И то, лишь, теоретически, так как знал я из него только финальную часть увертюры. Если кто-то полагает, что, учась в консерватории на исполнительском факультете (это было в 60-е годы), я прослушал на занятиях по истории музыки еще хотя бы одну ноту из опер великого итальянца, то он ошибается.
Преувеличения здесь почти нет, ну быть может еще увертюра к "Сороке-воровке" была на слуху. Все остальное приходилось "добывать" самому. Спасибо великой Заре Долухановой. Ее исполнение по радио и в концертах партий Золушки, Изабеллы ("Итальянка в Алжире") было потрясением, однако, в оперной жизни страны всего лишь эпизодом.
К чему это лирическое предисловие? Да к тому, что за эти без малого сорок лет не многое изменилось. Вспомнил я все это в прошлом году, открыв один из осенних номеров газеты "Музыкальное обозрение". В обзоре репертуара оперных театров страны читаю вывод автора заметки:
"из многочисленных опер Россини для нас существует только "Севильский цирюльник".
Давайте же поговорим о том, чего нас лишают наши многочисленные музыкальные театры. И почему это происходит. Россини - это лишь некий символ, яркий пример. Почти то же самое можно сказать о Верди или Доницетти, не говоря уж о Р. Штраусе или Л. Яначеке. Ладно, зарубежные композиторы, но с нашими российскими положение лучше что ли? Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков (далеко не все сочинения), реже Глинка, Даргомыжский и "Князь Игорь" Бородина. Из композиторов 20 века - Прокофьев и Шостакович (в основном, в Петербурге и Москве). Вот и все.
Таким образом, вырисовывается некий "джентльменский набор", кочующий из театра в театр - "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Иоланта", "Царская невеста", "Князь Игорь", "Борис Годунов" - это по отечественной линии. "Свадьба Фигаро", "Севильский цирюльник", Риголетто", "Трубадур", "Травиата", "Аида", "Кармен", "Паяцы", "Богема", "Тоска", и еще несколько опер - по зарубежному "ведомству".
Такова суровая действительность. Отдельные исключения в названиях и еще реже в репертуарной политике театра (Мариинский театр, Камерный музыкальный или "Новая опера") - проблему не решают.
Посмотрим подробнее.
Для нас, практически, не существует как оперный композитор Гендель. Нельзя же всерьез воспринимать единственную постановку "Юлия Цезаря" в Большом театре (1979). Кстати, даже такая неплохая книга, как недавно вышедшая работа Д.Кирнарской "Классическая музыка для всех" ни одним словом не упоминает опер великого современника Баха. Про других композиторов эпохи барокко и говорить нечего (Кавалли, Чести, Люлли, Рамо, А.Скарлатти). Редкие эксперименты ("Коронация Поппеи" в Камерном, "Дидона и Эней" в "Новой опере") выглядят неубедительно, особенно при тех достижениях в области аутентизма, которые мы видим на Западе.
Если обратиться к Моцарту, то также видна узость репертуара. Даже если ограничиться лучшими вещами, где его оперы-сериа "Идоменей", "Милосердие Тита", где "Похищение из сераля" (о премьере этой оперы в "Геликоне" читайте рецензию на нашем сайте)?
С Россини мы начали свои заметки. Теперь перечислим, чего мы лишены: "Танкред", "Итальянка в Алжире", "Турок в Италии", "Золушка", "Сорока-воровка", "Моисей", Дева озера", "Семирамида", "Осада Коринфа", "Граф Ори", пресловутый "Вильгельм Телль" (называю опять только лучшие сочинения). Забавно, при Сталине во время войны (1943) последний был таки поставлен в эвакуированном в Куйбышев "Большом", видимо, как символ освободительной борьбы народа против чужеземных захватчиков.
Никогда или почти никогда не ставились многие шедевры Верди (или шли эпизодически в прошлом веке, к тому же преимущественно в итальянских труппах). Среди них: "Аттила", "Набукко", "Луиза Миллер", "Сицилийская вечерня", "Симон Бокканегра"... список можно продолжать.
А как дела обстоят с Вагнером? Лучше и не спрашивать. Одно время были идеологические барьеры (как же, его любили нацисты), а теперь художественные - никто исполнить не может кроме "Мариинки". "Золото Рейна" в Большом театре (1979) только подтверждает печальный факт. Попытались, правда, недавно в Саратове поставить "Тангейзера" (1999). Пришлось выписывать из Германии исполнителя заглавной партии.
До сих пор речь шла только о самых выдающихся оперных композиторах. Если же расширить этот круг, то картина станет совсем удручающей. Гайдн, Вебер, Спонтини, Керубини, Понкьелли, Флотов, Берлиоз, Бизе (кроме "Кармен"), Массне, Чилеа, Джордано - устал перечислять. "Мефистофель" - этот шедевр Бойто, в котором блистал Шаляпин (последний раз на русской сцене в 1919 году) - где он? "Сказки Гофмана" не шли в Петербурге 100 лет, в Москве за этот же период один раз (1946, театр Станиславского и Немировича-Данченко), да пару раз в провинции. Только сейчас ситуация с этой оперой стала исправляться.
Отдельный разговор о Пуччини. При том, что "Богему", "Тоску" и "Мадам Баттерфляй" у нас знают и любят, остальные сочинения "последнего" великого итальянца совершенно игнорируются. "Манон Леско", "Девушка с Запада", "Плащ", "Сестра Анджелика", "Турандот" - их не увидишь на афишах. Отдельные редчайшие исключения, как, например, новосибирская постановка "Девушки с Запада" (1960), спектакль МАЛЕГОТа "Джанни Скикки" (1976) не могут изменить общего положения дел. Ситуация с "Турандот" (величайшим шедевром, последней классической оперой в истории жанра) вообще позорная. Спектакль того же МАЛЕГОТа в 60-е годы и... дальше тишина!
Мы ограничиваемся классическим репертуаром, ибо говорить о современной опере - занятие, лишенное смысла. Рихард Штраус, Бриттен, Берг, Менотти, Хиндемит, Яначек не в чести на наших сценах. Удивительно обстоит дело с последним. За исключением нескольких постановок "Енуфы", сочинений великого чешского композитора не встретишь на афишах. А ведь его творчество связано крепкими нитями с нашей культурой и историей. "Катя Кабанова" по Островскому, "Из мертвого дома" по Достоевскому - разве не интересно послушать эти оперы русской публике?
Каждое явление имеет свои причины. В чем же дело? Напрашивается такое объяснение - "низы" не хотят, "верхи" не могут (правда революцией не пахнет)! То есть, опера и так - явление элитарное, дорогое, спрос на него небольшой. Поэтому, кто будет все это смотреть? Это с одной стороны. С другой, в чем признаются меньше, - кому все это исполнять и ставить? Таланты есть, но этого мало. Нужны традиции, постановочная культура и, наконец, организационные и финансовые ресурсы. А тут даже партитуру взять негде, или за нее платить надо. Кстати о талантах. Даже после того, как лучшие скрылись "за бугром", сил еще хватает. Но как только дело доходит до конкретных постановок, получается, что просто таланта мало. Спеть ансамбль в опере Россини, оказывается, невероятно трудно, и это - отдельный разговор.
Есть еще одна точка зрения. Это все, мол, не наше. Зато уж русскую оперу мы освоили как следует. Как бы не так! Неужели в России всего десяток композиторов? Давайте вспомним, сколько опер у Кюи, что их писали Серов, Танеев, Аренский, Гречанинов. Наконец, не с Глинки музыкальная история началась! Где же наши аутентисты? Конечно, отдельные попытки есть (в основном у музейных энтузиастов), но уж больно робкие и не очень профессиональные. Нужно поучиться у европейцев. Ведь выискивают и ставят забытых широкой публикой композиторов. Хассе, Граун, Росси, Меркаданте, М.А.Шарпантье (не путать с Г.Шарпантье, автором "Луизы"), Буальдьё, Балф. В каждой стране свои герои...
Еще одной из причин такого положения является общее состояние нашей культуры. Известно, что не только спрос рождает предложение, но и наоборот. Хочется напомнить об этом нашим шустрым руководителям средств массовой информации и, в особенности, телевидения. За кучами попсового - как бы это помягче выразиться - хлама, раскрутка которого оправдывается "рейтингами", (слово-то какое!) стоит близорукость и нищета духа...
Придирчивый знаток заметит, что есть все же отдельные отрадные факты: премьеры "Новой оперы" ("Мария Стюарт", "Двое Фоскари", "Валли", "Гамлет"), "Таис" в театре Станиславского, "Макбет" и "Сказки Гофмана" в "Геликон-опере", череда редких постановок в театре Покровского (оперы Гайдна, Сальери, Чимарозы, Россини, Стравинского) и "Арбат-оперы", отдельные всплески в провинции ("Груди Терезия" Пуленка и "Балаганчик мастера Педро" де Фалья в Перми, "Сибирь" Джордано и "Дочь полка" Доницетти в Красноярске, "Русалка" Дворжака в Екатеринбурге, "Карлик" Цемлинского и "Ёлка" Ребикова в Самаре" и др.). Недавно порадовал своими "Троянцами" Театр петербургской консерватории. Кстати, следовало бы вспомнить, что в советские времена маленьким очагом вольнодумства был уже упоминавшийся питерский МАЛЕГОТ (1969 - "Бенвенуто Челлини" Берлиоза, 1971 - "Умница" Орфа, 1972 - "Порги и бесс" Гершвина, 1976 - "Джанни Скикки" Пуччини, 1979 - "Медиум" Менотти, 1985 - "Телефон" Менотти и т. д.). Но факты эти - исключение.
Чтобы не выглядеть смешным, я не буду изрекать сакраментальное нашенское "что делать?". Я просто констатирую. А также отрезвляю питающих иллюзии и даю "бесплатную" пищу для размышлений руководству оперных театров.
А как же "Мариинка"? А что "Мариинка"? Да, молодцы, осваивают "Кольцо". Почти всего Прокофьева поставили. Но, кому многое дано, с того многое и спросится. Поэтому успокаиваться нельзя. Навскидку, предлагаю театру: "Идоменей", "Итальянка в Алжире", "Пуритане", "Мефистофель", "Фальстаф", "Пеллеас и Мелизанда", "Кавалер розы", "Катя Кабанова", "Турандот". И наши - "Юдифь" Серова, "Вильям Ратклиф" Кюи, "Рафаэль" Аренского, "Сестра Беатриса" Гречанинова. Да и "Дубровского" уже пора вспомнить. При таких-то исполнителях и спонсорах - только выбирай!