Джузеппе Саббатини, один из наиболее интересных итальянских теноров, родился в Риме. Он начал заниматься музыкой в возрасте восьми лет. "Я родился в оркестре, - говорит о себе певец. - Сначала был первым контрабасом в Арена ди Верона, потом играл в оркестре Академии Санта Чечилия и оркестре RAI" (итальянского радио и телевидения)".
На певческую карьеру его благословил великий тенор Пласидо Доминго. Саббатини дебютировал в 1987-ом году в Экспериментальном театре в Сполето в роли Эдгара в Лючии ди Ламмермур. С момента дебюта карьера Саббатини неизменно развивалась crescendo.
Он поет музыку Баха и Моцарта, Бетховена и Верди, композиторов двадцатого столетия. В год вердиевского юбилея Саббатини участвовал в престижных постановках: Травиате под управлением Риккардо Мути, Иерусалиме под управлением Зубина Меты. С Джузеппе Саббатини беседует журналистка Федерика Лонати.
— Сегодня Ваш репертуар простирается от Моцарта до Массне, включает наименее героического Верди и отдает предпочтение музыке Доницетти и французским композиторам девятнадцатого века. Как Вы открыли в себе этот необыкновенный вокальный талант?
— Вначале я пел полифоническую музыку в консерватории, но никогда
как солист. Потом пришла любовь к опере. Но один эпизод придал мне
смелости, и я решил продолжать занятия пением. Моя мать работала
костюмершей в театре и в кино. В 1986-ом году она была занята на
фильме "Отелло" в постановке Дзеффирелли и с участием Пласидо
Доминго и Кати Риччарелли. Я попросил ее организовать мне встречу с
тенором. Доминго заставил меня ждать шесть часов и в конце концов
принял меня в гримерной, в костюме и гриме Отелло. Я спел вокализы,
дойдя до верхнего "до" и потом, с помощью камертона, пропел арию
Рудольфа Che gelida manina. Доминго выслушал меня, потом сказал,
что голос интересный и что я пою в старинной манере.
Последнее замечание меня смутило: я не понял, была ли эта оценка
негативной или позитивной. Тогда на приеме, посвященном окончанию
съемок, я разыскал Риччарелли, которая успокоила меня. Она сказала,
что Доминго сделал мне комплимент, и что под старинной манерой он
имел в виду пение мягкое, на дыхании.
— Каковы Ваши планы и какие роли Вы намерены исполнить?
— Я надеюсь завершить карьеру так, как ее начал. В отличие от
большинства моих коллег, я не хочу менять репертуар, следуя
натуральной эволюции моего голоса, но приспособить изменяющийся
голос к прежнему репертуару. Только три роли я вижу в качестве
результата. Первая из них Ричард в "Бале-маскараде", потому что я
уверен, что эта удивительная опера потерпела урон от интерпретаций
в духе веризма, подобно восьмидесяти процентам репертуара
девятнадцатого века. Веризм, по моему мнению, так же как рок-н-ролл
по отношению к мелодичным песням тридцатых-сороковых годов,
утяжелил стиль, выпустив на свободу выражение страсти, не
задумываясь более, как пропустить ее через фильтр - благородство
звука. Моя вторая цель - Хозе в "Кармен" Бизе, однако, на
французском языке, то есть так, как пели ее до появления веризма.
Третья и последняя роль, которую я бы хотел интерпретировать, без
сомнения, Каварадосси в "Тоске". Это принесло бы мне огромное
личное удовлетворение, потому что позволило бы мне пережить
необыкновенный музыкальный момент, созданный Пуччини. В любом
случае, моя цель - идти вперед в освоении большого французского
репертуара, который я обожаю, обращаясь иногда к музыке Верди и
Моцарта и, как знать, даже Россини (мне бы хотелось спеть в
"Севильском цирюльнике").
— Как Вы выбираете новую роль?
— Прежде, чем дать согласие выступить в той или иной опере, я
снабжаю себя обширной документацией относительно первых
исполнителей. Если речь идет о Дюпре, Джованни Маттео де Кандиа,
прозванном Марио или Наполеоне Мориани, я сразу соглашаюсь. Если,
наоборот, в первом составе были Нурри, Рубини, то есть певцы с
особенными голосами, тогда я знаю, что должен посвятить много
времени изучению партии, прежде чем согласиться исполнить ее на
сцене.
— В позапрошлом году в парижском театре Шатле Вам сопутствовал большой успех в главной роли в опере Моцарта "Митридат, царь Понтийский". В каких отношениях Вы с моцартовским репертуаром?
— Десять лет назад я пел в "Идоменее" в Ла Скала с Мути и получил
от этого огромное удовольствие. Сегодня в числе моих партий Дон
Оттавио в "Дон Жуане", хотя мне бы очень хотелось выступить в роли
протагониста, если бы я мог найти партитуру, которая по заказу
таких певцов девятнадцатого века, как Гарсиа и Нурри, была
адаптирована в соответствии с теноровой тесситурой. Я принял
предложение петь в "Митридате" в театре, потому что уже участвовал
в концертном исполнении оперы и записал ее на компакт-диск и потому
что имел определенные гарантии: прежде всего барочный оркестр,
великолепный Les Talens Lyrique под управлением Кристофа Руссе, а
также соответствие камертона 430 колебаниям. Руссе не требовал от
меня определенного стиля и не вынуждал изменить технику. Мы много
работали над характером персонажа, над чувствами, которые выражают
речитативы, если их петь определенным образом. В остальном я пел
так, как привык петь: без применения portamento и, конечно, пытаясь
возродить колорит наиболее близкий к музыкальной практике эпохи
Моцарта. Сегодня много говорят о возрождении оригинальной
исполнительской практики, об отказе от высоких нот, появившихся
согласно поздней традиции, но тогда нужно бы исполнять каждую оперу
теми силами, которыми она исполнялась в годы ее появления на сцене,
с подлинными инструментами или их копиями: их звук был слабее. Я
убежденный сторонник так называемой "филологической школы", но
идущей рука об руку со вкусом и умом.
Интервью с Джузеппе Саббатини опубликовано в журнале The Classic Voice
Публикация и перевод с итальянского Ирины Сорокиной