7 июля в небольшом, ежегодно оживляемом туристами, финском городе Савонлинна откроется большой и теперь уже всемирно известный оперный фестиваль. С незначительной натяжкой можно было бы сказать, что фестивалю уже без малого сто лет - год его рождения 1912, - но "натяжку" следует объяснить и поэтому - немного истории.
Савонлинна отличалась своей "музыкальностью" с незапамятных времен ее основания в 1639 году. А в конце 19-го века российская знать и чиновники открыли для себя этот экологически чистый город и стали туда регулярно ездить с целью принятия оздоровительных процедур, посещения концертов, а также незаметного наблюдения над набиравшим силу ростом национального самосознания финского народа.
Случилось так, что одним из активнейших участников этого процесса оказалась оперная певица, легендарное финское сопрано Айно Акте.
Попав на один из национально-патриотических митингов, проводившийся в изумительном по красоте средневековом замке Олавинлинна, она сразу поняла, что митинги - митингами, а лучшего места для проведения национальных оперных фестивалей и пропаганды финской музыки просто не найти. Задумала - и сделала. Стартовав в 1912 году, Айно Акте провела пять летних фестивалей, включавших постановки четырех опер финских композиторов и : "Фауста" Гуно. Внезапная измена "национальной идее" объяснялась просто - Маргарита была одной из ее лучших ролей. Спектакль вошел в историю, и история простила певице это невинное "злоупотребление служебным положением". Или, скорее, не простила - Первая мировая война, революция, гражданская война в Финляндии опрокинули все планы. Впрочем, уже тогда о фестивале стало известно далеко за пределами страны.
Десятилетиями традиция "отдыхала", пока однажды один из руководителей курсов стажировки молодых певцов не загорелся идеей постановки бетховенского "Фиделио" на территории внутреннего двора замка Олавинлинна. Спектакль прошел с огромным успехом (студентов поддерживали известные артисты), а день 16 июля 1967 года стал днем возрождения фестиваля, который с тех пор проводится ежегодно. Специфическая "крепостная" атмосфера по-прежнему является "козырной картой" и высокочтимый в этих краях режиссер Ральф Лонгбакка не устает напоминать об исключительной важности использования последней как "активного участника" спектакля. Кроме "Фиделио" идею "активного участника" успешно воплощали в "Тоске", "Саломее" и "Макбете", а в 94-м году в финале последнего, в разгар страстей внезапно появился еще один "бесплатный" участник: потемнело, небеса разверзлись и разразилась сильнейшая гроза! Спектакль пришлось остановить и переждать. Хорошо вокруг были крепостные стены да вода - окажись сцена в лесу, не один зритель бы нервно заерзал в ожидании его "наступления"!
Эстафету художественного руководства фестивалем принял тогда известный бас Марти Талвела ( А.Акте скончалась еще в 1944 г.), взяв на вооружение программу своей предшественницы: фестиваль в Савонлинна должен стать одним из известнейших в Европе, а финская национальная опера завоевать репутацию лучшей оперы в мире (!). Такая установка на серьезность, на "самое-самое" (лучшее, интересное, грандиозное, красивое, удивительное, новое, необыкновенное:) - очень характерная черта сегодняшнего фестиваля. С годами росли и укреплялись его традиции (читай - амбиции) и сейчас их, как минимум, четыре.
Обязательная часть программы - премьера оперы финского автора, часто пишущейся специально к фестивалю. Заполнять программу одним национальным репертуаром необходимости теперь нет как из политических, так и кассовых соображений. Да и вряд ли великая основательница была бы за это в обиде. В пассивности финских композиторов не упрекнешь - 2000-й год был окрещен годом "оперного бума" - 15 премьер для 5-миллионной Финляндии - "это то же самое, как если бы в Германии было поставлено 240 новых опер, а в США - около 800!" - кричала гордо финская пресса. Однако в этом году в названной категории решили повторить номер прошлого года - миллениум-оперу-трилогию "Века мечтаний" (в буквальном переводе - "Времена и мечты"), авторами которой стали целых "три композитора и один либреттист" (цитирую прессу). Этим произведением фестиваль открывается и поскольку это новинка, которую в прошлом году, похоже, пришлось "перестрадать", а в этом уже пора "полюбить", расскажу о ней, что узнала сама.
О том, как пограндиознее отметить миллениум и 2000 лет христианской культуры стали думать еще в 95-м году. Тема была очерчена, не больше не меньше, как "история человечества за последние два тысячелетия", а главным героем должен был стать Иисус Христос. К созданию либретто Йорма Хюннинен, певец и нынешний художественный директор фестиваля, привлек одного из самых известных и самых "сложных" в современной финской литературе авторов - писателя и теолога Пааво Ринтала, построившего либретто на основе собственных произведений (П. Ринтала скончался в 1999 году, так и не услышав оперы). Для еще большей экстраординарности и интернациональности было решено, что оперу будут писать три композитора - один финский (Олли Кортекангас) и два зарубежных, европейских. Найти и заинтересовать "европейских" оказалось не так просто. Обратились к Арво Пярту - тот предложение деликатно отклонил, сославшись на то, что в данный момент увлечен другими, "старыми" текстами. Вторым кандидатом был сэр Питер Максвелл-Дэвис, но и оттуда пришел отказ, менеджер М.-Дэвиса сообщил, что сэр вообще больше опер сочинять не намерен. Пришлось перестроиться и подыскивать "своих"; "главное, чтобы результат был интернациональным", - решили авторы проекта. Что же из этого всего вышло?
Открывается трилогия оперой-ораторией Германа Речбергера "?nuns et semper:" (?"сейчас и навсегда"?). Полистилистическое по музыкальному языку, по содержанию это произведение - калейдоскоп ассоциаций автобиографического характера. "?Многоязычие, моя любовь к греческому и латыни, католическое воспитание, музыкальный портрет Австрии, разрушительные события европейской истории, омрачившие мое послевоенное детство?" (таков комментарий самого автора).
Вторая часть - "Любовь Марии" (музыка Олли Кортекангаса). Здесь есть сюжет, который почти поддается пересказу: история любви молодой женщины к известному писателю-теологу. Действие происходит в тоталитарном государстве 20 века во время войны. Пауль, возлюбленный Марии, погибает в тюрьме за политические и религиозные убеждения. В идейном плане - столкновение добра и зла: диктатор, продавший душу дьяволу "контра" Пауль, пожертвовавший любовью ради служения богу. (Прообраз Пауля - известный теолог Дитрих Боноеффер, погибший в концлагере в 1945 году). По свидетельствам очевидцев мировой премьеры, именно эта часть показалась наиболее цельной и интересной, после которой третья - "Книга тайн" (музыка Калеви Ахо), следовавшая без перерыва, оказалась проверкой на выносливость. В четырех сценах этого опуса - у Пилатуса в Иерусалиме 2000 лет назад, приговаривающего к казни "Крестуса, Сумасшедшего короля"; затем в Риме, в Париже 15 века - идут поиски и определение Истины, размышления над тем, что бы случилось, если бы Пилатус отказался приговорить Иисуса к распятию, и смогла ли бы Римская империя устоять, если бы не было конкуренции со стороны церкви?
Можно себе представить, насколько сложно было композиторам подняться до уровня этой прозы и посредством музыки сделать отчетливее, дать направление, облегчить восприятие ее многоплановой структуры, полной символов, аллегорий, переплетения событий, ассоциаций и смыслов (а танцующих "персонажей" первой части так и зовут - Симболизетти, Аллегориевич, Мистифицинский). В средствах тут не поскупились, режиссеру Юсси Тапола "вручили" хор в 200 человек, более 20 лучших финских солистов и балет (дир. Осмо Вэнске).
Европейские, в частности, британские, критики оперу "зарезали". Финские без ложной скромности заявили, что это "начало новой эры в истории оперы", а соседские-шведские и тут решили держать нейтралитет. Корреспондент радио, побывавший на премьере за день до трансляции, свой рассказ начал грозно и издалека: "Вдумайтесь в значение слов "время" и "мечта"! А после тяжелых и продолжительных попыток рассказать содержание ему не оставалось ничего другого, как осторожно признаться: отсутствие целостности и единой драматургической линии, местами - блестящая музыка, а местами - снотворная, особенно, когда знаешь, что перерыва не будет. И тут же: "да нет, нельзя, пожалуй, так уж критиковать, ведь хор такой ритмически-интеллигентный, и оркестр, и режиссура - просто замечательные!". Интересно, что получится в этот раз? Во всяком случае, перерыв между второй и третьей частями обещали точно.
Переходим к центральному разделу программы, посвященному классическому репертуару (отряд, вольно!). Здесь - Верди, Юбилей, Аида, Риголетто, Макбет. Здесь начинается Фестиваль! Аплодисменты по поводу возвращения любимца публики Ральфа Лонгбакка, постановки которого отличаются богатством фантазии без - не дай бог - какой-либо модернизации (Р. Лонгбакка объявлен "Артистом года" и в его честь будет устроен специальный вечер).
Премьеру "Риголетто" (11/7) ждут с особым нетерпением, так как это будет "Риголетто" не так давно отгремевшего образца "Новой оперы" ( Р.Лонгбакка, Леннарт Мерк). Изменения, согласно пресс-релизу, "минимальные" а именно: местный оркестр и совсем другие солисты - в главной роли, например, Франц Грундхебер, с которым финская публика познакомилась еще в 1989 году, когда он пел главную партию в фестивальном "Летучем Голландце", транслировавшемся по телевидению. Впрочем, на 19 июля запланирован Д. Хворостовский (и все постарались купить билеты именно на этот спектакль).
"Макбет" - старая, довольно удачная постановка того же Р. Лонгбакка с эффектной короной над сценой, состоящей из черепов и костей, добросовестно беснующимися ведьмами и красиво поющим почти "незлодеем" Макбетом (Йорма Хюннинен), отчаянно влюбленным и беспомощно цепляющимся за свою жену (Синтия Макрис). Маленькую роль Макдуфа споет хороший тенор Калуди Калудов, ну а декорации и костюмы, созданные к этой постановке Аннели Квефландер, считаются просто лучшими в мире (см. финский пресс-релиз). Дирижировать будет Ашер Фиш.
Вокруг "Аиды" восклицательных знаков на всякий случай поменьше, больше вопросительных, потому что это обновленная постановка -86 года венгра Андраша Мико, получившая приличную порцию критики за мелодраматичность и карикатурность (перила, за которые держатся певцы, перемещаясь по ступенькам замка, изношенные костюмы). За обновление отвечает Йюха Хеманус, оформление Сеппо Нирмимаа, дир. Альберто Хольд Гарридо. Главную роль разделят Елена Зеленская и Кирси Тихонен.
На третьем этапе фестиваля сцена предоставляется гостям, в этот раз - Лос Анджелес - опере, руководимой сейчас П.Доминго. Гости привезут "Саломею" и "Дон Жуана" - два, временем проверенных спектакля, поставленных еще в эпоху предыдущего шефа - Петера Хемминга, которому, собственно, и принадлежит идея гастролей в Савонлинну. Состав "Дон Жуана" (популярная версия Дж. Миллера 1990-го года, обновленная К. Стоун) укомплектован яркими звездами: Джино Килико (Дон Жуан), Ричард Бернстайн (Лепорелло), Кэрол Ванесс (Донна Анна), Паула Расмуссен (Эльвира). В "Саломее" (реж. Питер Халь) тоже есть знаменитости: Том Фокс и Мария Юинг, не первое десятилетие целующая голову мертвого пророка.
Кажется, что можно еще к этому добавить? А то, что главное вовсе не это. Главное, что Лос Анджелес-опера будет первой американской оперой, приглашенной на фестиваль! И наоборот: в Савонлинне впервые выступит американская опера! Всю зиму директора обеих сторон обменивались взаимоприятными письмами - "и для нас - честь, и для вас - радость:". Вот если б только не неувязка по поводу оркестра. Свой везти американцы не захотели, финский занят, "Philarmonia Hungariсa" вроде пообещал, но обанкротился и распался. По последним данным спасет положение оркестр "Новой оперы", только дирижировать будет не Е. Колобов, как планировали сначала (он возьмет на себя "Риголетто" вместо ранее объявленного П. Кариньяни), а Родерик Брайдон.
Ну и, наконец, в четвертом разделе - "Концерты" -Савонлинна, как всегда, на уровне. Билетов на "Реквием" Верди нет уже давно (еще бы, солируют самые-самые: С.Исокоски, М.Груп, Р.Сиркиэ, М.Салминен). 15 июля Д.Хворостовский в сопровождении М. Аркадьева будет петь романсы русских композиторов в известном культурном центре "Ретретти", а Соиле Исокоски даст сольный концерт в замке 8 июля.
Фестиваль продлится до 5 августа и тем, кому посчастливится туда попасть, можно будет остановиться в гостиницах под милыми названиями "Опера" и "Вилла Ария". По-моему, тут самое время кому-то воскликнуть, подобно одному из героев И. Ильфа: " А есть тут что-нибудь не "имени"?" Нет! Тут еще есть САМАЯ большая в мире деревянная церковь Керимэки на 3000 посадочных мест, где тоже проходят фестивальные концерты, а если хорошо полазить по окрестностям Савонлинны, то можно набрести еще на одно чудо деревянной архитектуры --домик, который русский царь в 1900 году подарил своей супруге на серебряную свадьбу!
Если читатель заметил в моих заметках едва заметный оттенок иронии, то это именно та реакция, которая непроизвольно возникает при чтении всех этих пресс-релизов. Но, в принципе - это не раздражает. Ведь и сама опера по своей природе часто комична и алогична. За это мы ее и любим.