Внимательный читатель заметит, что точно такое название носил аналогичный обзор оперной жизни столицы в начале предыдущего сезона. Мы решили сделать его традиционным и название не менять.
Если коротко подытожить оперные плоды истекшего сезона, то картина получится пестрой и тяготеющей к оценке – посредственно. Не вышла Москва в оперные «хорошисты» по нашему мнению.
Среди тех, кто потянул «корабль» вниз, печальную «пальму первенства» по праву заслужила «Новая опера». После столь плодотворной деятельности в сезоне рубежа веков, скупость достижений истекшего сезона обескураживает. Хотя, тех, кто знаком с закулисной жизнью этого коллектива, такой итог не удивляет. При отсутствии творческой активности Е.Колобова театру, как говорится, «ловить» нечего. Бездарную и «оскопленную» в музыкальном смысле «Снегурочку» не спасла яркая сценография С.Пастуха, а попытки повторить в «Паяцах» успех «Сельской чести» теми же художественными средствами оказались также тщетными.
Чуть лучше дела обстояли в Музыкальном театре имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. После скандального французского «Фауста» и умеренных достижений «Мадам Баттерфляй» лишь превосходный студенческий «Альберт Херринг» дает возможность говорить о том, что удача не обошла стороной эту сцену. И опять – печальная закономерность: без участия А.Тителя, выпускавшего курс в ГИТИСе, театру трудновато сохранять свой уровень.
Две удачи – это весьма хорошо для «Геликон-оперы», особенно после более чем скучного позапрошлого сезона. «Фальстаф» и «Лулу», безусловно, можно записать в актив театру.
Б.А.Покровский отметил свой солидный юбилей постановкой двух одноактных опер Дж.Пуччини «Плащ» и «Джанни Скикки». За выбор мэтра можно похвалить, за исполнение – «фифти-фифти». «Плащ» приятно удивил, а «Джанни Скикки» в очередной раз показал, что поставить буффонную итальянскую оперу – это Вам «не ешака купить», как говаривал один из незабвенных героев «Двенадцати стульев».
Перейдем теперь к московскому «тяжеловесу» и символу нации.
Прежде чем оценивать достижения Большого театра, необходимо признать, что очередная смена руководства всегда трудно переживается коллективом. Тем не менее, выпущено три работы. Две импортных – «Сила судьбы» и «Адриенна Лекуврер», и одна «нашенская» русская «Хованщина». Мы очень подробно писали обо всех плюсах и минусах этих спектаклей. Тем не менее положительный сдвиг в театре надо поддержать, а музыкальное руководство в лице А.Ведерникова безо всяких обиняков похвалить.
Вот и все. Думаю, что выразил свою точку зрения предельно коротко и ясно.
Удивительное дело. Уже сентябрь, а в планах большинства театров полная неразбериха. Лишь несколько дней назад «определился» Большой театр, сильно перелицевав старые «задумки». Исчезли из афиши «Американцы», «Кавалер розы» от Ковент-Гардена, «Аттила», концерты оркестра Парижской оперы, Р.Варгаса. Вместо «Американцев» нас ожидают «Похождения повесы»в филиале (20 февраля). А откроется филиал 29 ноября обещанной «Снегурочкой» (дирижер Н.Алексеев, режиссер Д.Белов).
Безусловным гвоздем сезона года должна стать открывающая сезон 8 сентября «Турандот». В заглавной партии запланировано выступление Франчески Патане, которая является достаточно известной исполнительницей этой партии (в связи с «Турандот» наш сайт уже упоминал ее в прошлом году в репортаже И.Сорокиной о фестивале в Торре дель Лаго). Калафы будут наши. На момент подготовки этого материала пресс-служба еще не дала однозначного ответа на вопрос – кто же, кто, будет первым принцем «на деревне»? Среди вероятных кандидатов В.Таращенко, С.Гайдей.
В конце сезона состоится премьера «Руслана и Людмилы» в постановке А.Ведерникова и режиссера МХАТа Николая Шейко, дебютирующего в опере.
Сохраняются в репертуарной афише гастроли Варшавской и Рижской оперы (о них мы уже вели речь). А 5-7 декабря в Москву приедет на гастроли с «Нормой» Ереванский театр оперы и балета.
Наиболее «продвинутой» в плане точности планов оказалась «Геликон-опера». Среди новинок сезона «Кащей бессмертный» (13 декабря), «Петр Великий» А.Гретри (24 января), «Порги и Бесс» (25 июня), которые будет ставить Д.Бертман. 13 мая состоится премьера барочной оперы 18 века «Пирам и Фисба» композитора Дж.Ф. Лэмпа в постановке А.Бордовского. Анонсирована была также опера Л.Яначека «Средство Макропулоса» (дирижер Г.Рождественский). Однако в календаре, опубликованном на сайте театра, эта премьера пока не значится.
Ничего внятного по части информации не удалось добыть в пресс-службе «Новой оперы». Кроме расплывчатых планов на постановку «Царской невесты» (режиссер - Р.Стуруа) здесь ничего не известно.
Немногим четче представляют себе сезон и в театре Станиславского. Впрочем, одно оправдание этому есть. Здесь развернулась нешуточная реконструкция, в следующем сезоне театр переместится на новую сцену. А старая будет временно закрыта. После того, как сезон откроется 14 сентября спектаклем «Мадам Баттерфляй», москвичи не увидят оперных постановок в течение двух месяцев. 25 сентября коллектив выезжает на длительные гастроли с «Богемой» по городам и весям США. В дорогу отправляется, практически, вся оперная труппа (тройной состав). Первой премьерой сезона станет «Золотой петушок» (февраль). В «смутном далеке» также «Енуфа» (которую А.Титель давно хотел поставить), «Так поступают все» и «Риголетто».
В Камерном музыкальном театре Б.Покровского первая премьера не за горами. В конце октября планируется выпуск генделевского «Юлия Цезаря» (постановка Б.Покровского), затем (в феврале) последует опера Э.Вольф-Феррари «Четыре грубияна», которая планировалась еще в прошлом году (подробнее об этой опере см. в Архиве новостей прошлогодний обзор «Сезон старый – сезон новый» - прим. ред.). По слухам, режиссер М.Кисляров придумал какой-то эффектный спектакль, насыщенный хореографией (основная профессия обязывает). В конце сезона планируется «Мнимая садовница» Моцарта. Эта редкая опера знакома москвичам по давнишнему спектаклю театра Станиславского. Ее премьера приурочена к моцартовскому фестивалю, которым театр уже во второй раз будет завершать сезон.