«Санкт-Петербургские ведомости», 5 октября
Мариинский театр во главе с Валерием Гергиевым поставил на сцене миланской "Ла Скала" оперу Верди "Сила судьбы", которую итальянцы встретили бурными аплодисментами.
Нелегко иностранцу заслужить аплодисменты на знаменитой сцене миланской "Ла Скала". Особенно нелегко их получить при исполнении итальянской оперы, да еще такой, как "Сила судьбы" Джузеппе Верди - самого итальянского из всех итальянских композиторов.
Однако это удалось сделать - и уже не в первый раз! - Валерию Гергиеву, который привез в Милан из Петербурга не только труппу Мариинского театра, но и оригинальную версию знаменитой оперы.
Дело в том, что Верди, как объяснил на пресс-конференции в Милане сам Гергиев, написал "Силу судьбы" специально для императорского театра в Петербурге, где она и была поставлена 10 ноября 1862 года. Однако потом композитор внес в нее важные изменения, и в таком виде она появилась на сцене "Ла Скала" в 1869 году. С тех пор она идет в Италии именно в этой, второй, версии, которой был доволен сам композитор.
Однако Гергиеву больше нравится оригинальный вариант этой оперы, наверное, потому, что он родился именно в Санкт-Петербурге. Он уже поставил его в городе на Неве в 1994 году, а потом и в римском театре Санта Чечилия. И вот теперь "Ла Скала"...
Аплодисменты в зале, отмечает миланская газета "Коррьере делла сера", раздались еще до того, как Гергиев поднял дирижерскую палочку, чтобы начать популярную увертюру оперы, которая объединила на сцене в главных ролях знаменитых русских исполнителей Ирину Гордей, Гегама Григоряна, Василия Герелло, Марианну Тарасову и других.
Но каковы же различия двух версий прославленной оперы Верди? Оригинальный, русский, вариант заканчивается в байроновском стиле, там главный герой - Дон Альваро в отчаянии проклинает человечество, ополчается на церковь и в конце кончает жизнь самоубийством. Однако Верди потом изменил финал в духе знаменитого итальянского писателя того времени Манцони, роман которого "Обрученные" он очень любил. В итоге в его опере герои смиряются перед неодолимой волею судеб. Однако, как считает сам Гергиев, разница двух версий не только в финале. В оригинальной - сам ее колорит иной, более эмоциональный, драматический и кровавый.
Миланцы, самые тонкие ценители Верди и музыки вообще, с большим
интересом отнеслись к русской версии хорошо знакомой им оперы.
Словом, еще одно зарубежное выступление прославленного маэстро и
его Мариинки и снова - большой успех!
(соб. инф.)
6 октября Мариинский театр открыл свой новый 219-й сезон. Была показана одна из последних премьер - "Отелло" Джузеппе Верди. Этот спектакль, впервые представленный публике на фестивале "Звезды белых ночей" в июне, затем демонстрировался на гастролях в Ковент-Гардене и Баден-Бадене. Музыкальный руководитель и дирижер - Валерий Гергиев, режиссер-постановщик - Юрий Александров, художник - Семен Пастух. На открытии сезона в главных партиях выступили Елексей Стеблянко (Отелло), Ольга Гурякова (Дездемона) и Сергей Мурзаев (Яго). Валерий Гергиев специально прилетел на открытие сезона для выступления в двух спектаклях (кроме "Отелло" еще и "Хованщина"), чтобы проследовать далее с труппой в Австралию на Мельбурнский фестиваль, открывающийся "Огненным ангелом" С.Прокофьева.
Театр распространил пресс-релиз о предстоящем сезоне. Предлагаем Вашему вниманию раздел пресс-релиза, посвященный оперным премьерам:
"После грандиозного небывалого количества премьер, нынешний сезон обещает быть более спокойным. Среди новых спектаклей - "Травиата" Джузеппе Верди, уже прозвучавшая в Баден-Бадене весной нынешнего года. Теперь эта постановка режиссера Филиппа Арло (в которой он выступил также и как художник) будет впервые показана на сцене Мариинского театра. Музыкальный руководитель спектакля Валерий Гергиев.
Театр продолжит работу над тетралогией Рихарда Вагнера "Кольцо нибелунга". Премьера первой части театралогии состоялась на излете 217-го сезона. Год спустя прозвучала опера "Валькирия", на премьере которой роль Зигмунда исполнил Пласидо Доминго. В следующем сезоне театр планирует осуществить постановку оперы "Зигфрид". Весь вагнеровский цикл под управлением Валерия Гергиева впервые прозвучит в Мариинском театре на языке оригинала в той последовательности частей, которую предусмотрел сам композитор.
Пополнится и оперная моцартиана. Главный приглашенный дирижер театра Джанандреа Нозеда выступит музыкальным руководителем спектакля "Так поступают все". Из русских опер предполагается восстановление постановки "Князя Игоря" А.Бородина в декорациях Н.Мельникова и Н.Тихоновой".
"Санкт-Петербургские ведомости", 9 октября
Не только "Гран-при" в 10 тысяч долларов США, но и две первые премии так и не были присуждены по итогам Второго международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой.
С трудом придя к общему мнению, жюри присудило четыре вторые (две мужские и две женские) и одну третью премии. Кроме того, были присуждены специальные призы - от города-побратима Гамбурга, от Санкт-Петербургского государственного университета, от Малого зала имени Глинки и от ТРК "Петербург" (по итогам опроса телезрителей).
Лауреатами конкурса стали: Эдуард Цанга (бас из Нижнего Новгорода - прим. ред.) и Методие Бужор (бас из Кишинева - прим. ред.)*, Татьяна Мазуренко (сопрано, Казань - прим. ред.) и Ирина Лунгу (сопрано, Воронеж - прим. ред.) (вторые премии) и Георгий Гагнидзе (баритон, Грузия - прим. ред.) (третья премия).
Такое неожиданное решение жюри Елена Образцова объяснила тем, что слишком высокую планку взял первый конкурс, проходивший в Петербурге два года назад. В этом году столь ярких претендентов не было, а потому главные призы остались не присужденными.
Результаты конкурса стали известны в воскресенье на торжественном закрытии в Большом драматическом театре имени Товстоногова. Анализируя услышанное на конкурсе, Елена Образцова призналась, что талантливых исполнителей было много, однако претензии к "школе" оказались весьма серьезны - нет чувства стиля, нет языковой культуры.
Заключая торжественную часть, Образцова предоставила слово каждому члену жюри. Все они заверяли Елену Васильевну в своей любви, желали счастья конкурсантам, приглашали их на следующие конкурсы. А знаменитая Федора Барбьери с присущим ей итальянским темпераментом, оценивая выступления молодых певцов, воскликнула в финале свой речи: "Все не так!".
После чего начался концерт лауреатов.
Анна Александрова
* Московские зрители имели уже возможность слышать М.Бужора. Он выступает в "Новой опере". В прошлом сезоне он исполнил на премьере "Риголетто" партию Спарафучиле (см. рецензию на этот спектакль - "Звезда" в роли шута" - в "Архиве новостей" нашего сайта от 22.12.2000 г.). Кстати, в той же постановке весьма успешно дебютировала Елена Сюрина, ученица Эммы Саркисян, которая также участвовала в конкурсе Е.Образцовой. Она вышла в финал соревнований, но лауреатом не стала.
"Смена", 13 октября 2001 г.
Закончился Второй международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой. Из сотни участвовавших в нем вокалистов гран-при и первой премии не удостоен никто. Вторые премии достались двум басам - молдаванину Методие Бужору и петербуржцу Эдуарду Цанге, а также двум российским сопрано: Татьяне Мазуренко и Ирине Лунгу. Третье место занял баритон из Грузии Георгий Гагнидзе.
Удивительно, но факт: в третий тур вышел только один тенор - Дмитрий Воропаев, который в числе одиннадцати других конкурсантов получил диплом, и не вышло ни одной меццо-сопрано.
Вообще жюри, состоявшее из всемирно известных имен, попало в сложное положение. По нескольким причинам. Во-первых, уровень собравшихся в Петербурге певцов оказался значительно ниже, чем два года назад на Первом конкурсе Елены Образцовой. Именно поэтому гран-при (в десять тысяч долларов) и две первые премии (по пять каждая) на сей раз не присуждались. Чтобы, как подчеркнула Образцова, не снижать планку. И во-вторых, сами судьи, среди которых кроме хозяйки конкурса были такие разные индивидуальности, как Федора Барбьери и Маквала Касрашвили, Илеана Котрубас и Зара Долуханова, Габриэлла Туччи и Такако Учида, трудно приходили к общему решению - не случайно на церемонии закрытия Елена Образцова подосадовала на разность западного и российского менталитетов.
Понять ее можно. Ведь, скажем, Федора Барбьери - одна из легенд ХХ века, певица, чье имя стояло рядом с именами Марии Каллас, Ренаты Тебальди, Марио дель Монако, Тито Гобби, - в своих суждениях наверняка исходила из ценностей итальянской оперы, где царят сочность красок, чувственная приподнятость, яркие контрасты, крупные мазки. Как же сложно соотнести это с ценностями Зары Долухановой - единовластной царицы камерного пения с его акварельными штрихами, пастельными тонами и изящным кружевом вокальной речи. Всем тем, что Долухановой удавалось так, как никому. Кстати, сильно помолодевшая со времен ее концертов публика это прекрасно знает: каждое появление Зары Александровны, каждый ее проход к своему месту сопровождался длительной овацией питерских любителей вокала и студентов-болельщиков - тех, кто в дни первого и второго туров переполняли Малый зал Филармонии, а на третьем туре ломились и проникали сквозь заслоны в зал Капеллы.
Однако при всех внутренних сложностях бросалось в глаза, что жюри хочет достойно выйти из положения и по крайней мере не убить веру в себя тех, кто оказался за бортом. Речь шла если не о справедливости - в конкурсной "горячке" это всегда вещь относительная, то о пользе. На закрытии в Большом драматическом театре Елена Образцова не только зачитала имена многих сегодняшних "неудачников", которым, по общему мнению мастеров, необходимо работать дальше - за их скованностью или бессилием старшим коллегам увиделись голосовые красоты и артистический талант. Но и назвала основные недостатки молодых певцов - это ошибочный подбор репертуара, плохая дикция, невладение иностранными языками (как принято во всем мире, арии и романсы исполнялись на языке оригинала) и ужасающее чувство музыкального стиля, вернее, его отсутствие.
Кроме заботы о пользе это жюри отличало от многих других и то, что оно не было обременено хлопотами о собственных учениках. Во всяком случае так явно, как это происходит на петербургском конкурсе пианистов и дирижеров им. Прокофьева, на вокальном конкурсе им. Римского-Корсакова, также проводимом в нашем городе, да и на многих других мировых конкурсах, куда сидящие в комиссии маститые профессора привозят своих студентов и вместе с ними увозят награды.
Из решений жюри открытое несогласие вызывает только одно: выход в финал сопрано Марии Максаковой. Девушка с дорогими для русской оперной культуры именем и фамилией не спела ни одной чистой ноты - постоянные занижения и завышения звука создавали эффект нетемперированности пения, и ни одной качественной ноты - от нажимного форсирования ее голос дрожал не только наверху, но и на середине диапазона; картину завершали беспомощное жестикулирование и неуместные гримасы. Хотя, с другой стороны, знаменательно то, что двое не прошедших на третий тур - сопрано Елена Семенова и баритон Илья Кузьмин - оказались дипломантами конкурса: жюри оценило их чуткость к музыке и умение поставить вокал на службу образу. К сожалению, эти качества отсутствовали у многих более удачливых конкурсантов, для которых звукоизвлечение из средства, при помощи которого передают содержание, превращалось в абсолютную самоцель.
В целом же главный итог конкурса - кризис вокальной педагогики. Красивых, мощных, тембристых голосов сейчас ничуть не меньше, чем всегда. А вот людей, умеющих использовать достоинства своей природы, - значительно меньше. Упреки в неправильном подборе репертуара - это упреки прежде всего преподавателям. Как и нечеткая дикция, ибо оформление звука в слово всегда было одним из элементов вокальной школы. Как и не перечисленные Образцовой пластичность переходов от ноты к ноте и от фразы к фразе, умение держать длинный звук живым и трепетным, не превращая его в застывшую плоть. А это продемонстрировали единицы - Татьяна Мазуренко, Георгий Гагнидзе, местами - Ирина Лунгу и Эдуард Цанга.
И еще одна тенденция, беспощадно выявленная конкурсом. Ребята поют лучше - хуже, но за редчайшими исключениями не демонстрируют качеств яркой творческой личности. Нет той заразительной страсти к сцене, которая поражала однокурсников юной Елены Образцовой. Нет тех артистизма и музыкальности, которые искупали вокальные недостатки практически всех выдающихся певцов от Шаляпина и Каллас до Архиповой и Доминго. Стертость индивидуальности, ограниченность жизненных интересов и порожденная ею человеческая усредненность - все эти "прелести" нашего смутного времени оказались отражены нынешним конкурсом. А значит, подмена художественных приоритетов техническими - самая "любимая", но и самая неприятная черта сегодняшнего музыкального процесса - становится неизбежной перспективой грядущих лет.
Впрочем, чего требовать от двадцатилетних новичков, если их старшие партнеры - артисты симфонического оркестра Капеллы и дирижер Александр Чернушенко - показывают пример безразличия и дилетантского отношения к делу. Пение конкурсантов сопровождали грубые, топорные музыкальные фразы. Ломаные - от неспособности всем оркестром сыграть одновременно - аккорды. Ритмическая шаткость. Произвольные ускорения и замедления темпов. Инструментальные соло фальшивы настолько, что, решись певец "отсчитать" от них ноту своего вступления, попал бы просто в другую тональность. Кульминацией же стал аккомпанемент к ариозо Елецкого в финальном концерте - здесь духовые наиграли такие пассажи, которых Чайковский никогда не писал. Причем совершенно не стесняясь - на форте.
А ведь кто иной, как ни дирижер, должен стать опорой и поддержкой неопытного вокалиста в решающем туре? Или хотя бы, если уж нет времени на подробные репетиции и создание ансамбля, деликатно "подать" его. Но нередкая во взрослой концертной жизни борьба с оркестром в обязанности соревнующихся никак не входит. Партнерство с капелльским коллективом и его руководителем явно снизило престиж конкурса Елены Образцовой.
В следующий раз компетентное жюри соберется в Петербурге осенью 2003 года. Что за голоса приедут на прослушивание и откуда - нынешний конкурс собрал в основном ребят из СНГ, сказать трудно. А пока, расставаясь, Зара Долуханова и Илеана Котрубас пожелали новым лауреатам, которых они представили слушателям Малого зала Филармонии, чтобы каждое их утро начиналось с интенсивных и бескомпромиссных занятий вокалом.
Надежда Маркарян
В первых числах ноября ряд московских оперных театров, а точнее "Новая опера" и Арбат-опера, проводят гала-концерты, посвященные 200-летию великого итальянского композитора Винченцо Беллини. Юбилей Беллини померк в лучах празднеств, посвященных его соотечественнику Джузеппе Верди. Отрадно, что все-таки его будут чествовать в Москве, пускай и скромно. Наш журнал готовит материал, посвященный Беллини. Его нам прислала Ирина Сорокина. Он будет опубликован 2 ноября.
"Новая опера", художественный руководитель которой Евгений Колобов в свое время осуществил яркую постановку "Пирата" в Музыкальном театре имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, предлагает любителям искусства бельканто изысканную программу из сочинений Беллини. Концерт состоится 3 ноября и включает фрагменты из опер "Чужестранка" и "Пират", камерная музыка композитора, концерт для гобоя с оркестром, а также фрагмент (Lacrimosa) из Реквиема памяти Беллини Гаэтано Доницетти.
Интересную программу планирует театр Арбат-опера под руководством О.Ивановой, приславший нам пресс-релиз этого мероприятия (6 ноября, 19.00 час., ул. Арбат, 35), который мы и предлагаем вниманию читателей.
Романтика невозможно представить дряхлым старцем, его ранний уход предопределен. Диагноз романтика - вечная юность. Сладкозвучный уроженец Катании Винченцо Беллини умер в 34, оставив после себя бессмертную музыку. Бесконечная тирания мелодии - так можно определить его оперное ноу-хау. Эта музыка спокойна и самодостаточна, она за гранью добра и зла. Ужас, страдание и кровь, о которых повествует Беллини, превращаются под его пером в блаженные, идиллически безмятежные звуки рая. Красота и лирика торжествуют над здравым смыслом. Молитва Нормы "Casta Diva" сияет нетленным светом через века как один из главных символов оперного искусства. Наследие Беллини - основа стиля бельканто. Все выдающиеся оперные дивы от Джудитты Пасты до Марии Каллас и Монтсеррат Кабалье обращались к Беллини как к источнику красоты, и каждая искала в нем созвучия собственному представлению о вечной женственности.
"АРБАТ-ОПЕРА" приносит свой скромный голос в дар любимому композитору в день его 200-летия. В гала-концерте прозвучат сцены из оперы "НОРМА", арии из опер "Беатриче ди Тенда", "Капулети и Монтекки", "Пуритане", "Сомнамбула", а также камерная вокальная лирика Беллини.
Исполнители:
Заслуженные артисты России Ирина
ДОЛЖЕНКО /меццо-сопрано/ и Вадим ТИХОНОВ /тенор/ (Большой театр)
Маргарита МАМСИРОВА /меццо-сопрано/
(Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко)
Лауреат международных конкурсов Вера
ЧУМАЧЕНКО /сопрано/
Лауреат международных конкурсов Ирина
САМОЙЛОВА /сопрано/
Дипломант международных конкурсов
Анастасия БИБИЧЕВА /меццо-сопрано/
Эльмира ХУСАИНОВА /сопрано/
Татьяна ХАНЕНКО /сопрано/
Ольга ОРЛОВСКАЯ /сопрано/
Людмила МАКСУМОВА /контральто/
Народный артист России Сергей БАЙКОВ
/бас-баритон/
Лауреат международных конкурсов Дмитрий
ЦАРЕГОРОДЦЕВ /баритон/
Абдулсамед МУКМАНОВ /тенор/
Ирина КОВАЛЕВА, Анастасия РОДИОНОВА
/фортепиано/
Художественный руководитель программы -
Андрей ХРИПИН /фортепиано/
3 ноября в день рождения Винченцо Беллини радиостанция "Орфей" транслирует оперу "Норма". Запись (live) была осуществлена 7 декабря 1955 года на открытии сезона в театре "Ла Скала". Дирижер Антонио Вотто. Солисты: Мария Каллас (Норма), Марио дель Монако (Поллион), Джульетта Симионато (Адальжиза), Никола Заккариа (Оровез).