Накануне столь ожидаемой премьеры балета Р.Пети "Три карты" Большой театр наконец-то решил раскрыть и другие свои "карты" и оповестить общественность о новых оперных планах. Столь долгое ожидание оправданно, ибо как показала пресс-конференция 16 октября, на которой выступили А.Иксанов и А.Ведерников, планы эти носят масштабный и продуманный характер, а также приятно удивляют своей четкостью.
Итак, в предстоящем сезоне нас ожидают три оперных премьеры. 26 декабря в Москве впервые прозвучит "Сила судьбы" Верди. Нам представят постановку неаполитанского театра "Сан-Карло", что само по себе является сюрпризом.
Режиссер-постановщик Пьер Франческо Маэстрини, дирижер-постановщик - Александр Вилюманис из Риги. Наряду с солистами Большого в спектакле выступит блистательный Сергей Ларин, которого москвичи уже слышали несколько лет назад в партии Каварадосси. Следующей премьерой (16 февраля) станет "Адриенна Лекуврер", отмечающая в 2002 году свое 100-летие. Лучшее произведение Ф.Чилеа также никогда не ставилось в Москве (а в Петербурге исполнялось всего два раза - в 1906 году и в нынешним летом в Санктъ-Петербургъ-опере). Этот спектакль, впрочем, москвичам уже знаком. Театр "Ла Скала" привозил его на гастроли в нашу столицу в 1989 г. Дирижировать оперой будет новый музыкальный руководитель и главный дирижер А.Ведерников. Под занавес сезона (16 июня) появится "Хованщина" в редакции Н.А.Римского-Корсакова (в отличие от редакции Д.Шостаковича, которую исполнял М.Ростропович).
И совсем уж феноменальным стало известие о планируемой на начало следующего сезона "Турандот". Если Большой театр успешно "раскусит" этот орешек, то честь ему и хвала. Для постановки шедевра Пуччини мобилизуется весьма популярный нынче на Западе режиссер - Франческа Дзамбелло.
Уроженка США, она дебютировала в Хьюстоне в "Фиделио" (1984). После европейского дебюта 1987 года ("Беатриче ди Тенда" Беллини в Венеции) ею было осуществлено множество постановок в ведущих театрах мира (Метрополитен, Ковент-Гарден и др.). Есть в ее активе и "Турандот" в парижской Опере Бастилии (1999). Мы предлагаем читателям несколько фотографий этого спектакля, чтобы можно было себе примерно представить, какого типа "действо", возможно, предстоит увидеть нам на главной сцене страны.
Наряду с упомянутыми премьерами, весьма впечатляет список гастролеров, которых Большой намеревается пригласить в уже идущие на его сцене спектакли. 25 октября ожидается выступление Владимира Галузина в партии Германа. 9 ноября украинская звезда Александр Гурец порадует нас своим Радамесом. Блестящий американский бас-баритон Саймон Эстес выступит в марте в "Тоске" (Скарпиа). Сергей Алексашкин в мае будет петь в "Хованщине" и "Борисе Годунове".
И еще несколько новостей. 17 марта на сцене Большого театра будет исполнена оратория Г.Берлиоза "Осуждение Фауста". Приглашены звезды мировой оперы: бельгиец Жозе Ван Дам (бас-баритон) и американский тенор Дэвид Кюблер (он многим знаком по знаменитой видеозаписи "Севильского цирюльника" 1988 года с Чечилией Бартоли, в которой пел партию Альмавивы).
В конце ноября, в рамках "Камерных вечеров в Большом театре", в Бетховенском зале пройдет концерт сопрано Елены Прокиной и пианиста Алексея Гориболя.
Программа концерта включает сочинения русских композиторов 20 века: Метнера, Прокофьева, Стравинского, Десятникова. На 18 мая запланирован концерт известного баритона Саймона Кинлисайда.
Воистину, впечатляет как "громадьё" планов, так и их конкретность!
Нельзя сказать, чтобы беллиниевский юбилей отмечался в оперном мире достаточно пышно. С одной стороны, конечно, его заслонили вердиевские торжества. Но есть и другие соображения. Чистая красота беллиниевской музыки дает мало простора для режиссерского пиршества. Сейчас не те времена. К тому же для исполнения сочинений великого мастера нужна еще одна малость - владение стилем бельканто. Сейчас нет мастеров масштаба Сазерленд, которой удалось в конце 50-х годов ликвидировать "итальянское затворничество" беллиниевских опер и вернуть их на ведущие мировые сцены. Одной Эдите Груберовой это не под силу.
Среди тех немногих постановок, которые заслуживают интереса, выделяются "Сомнамбула" в венской Штаатсопер, "Норма" в Метрополитен" и "Капулетти и Монтекки" в Чикагской лирической опере. Расскажем немного подробнее об этих премьерах.
19 октября в Вене состоялась премьера "Сомнамбулы". Состав исполнителей весьма силен и производит впечатление. В партиях Амины и Эльвино выступили Натали Дессей и перуанец Хуан Диего Флорес. На нашем сайте их имена уже неоднократно появлялись. Певцы успели прекрасно зарекомендовать себя. Поэтому этот дуэт может считаться, практически, звездным.
Блестящий состав также ожидает тех, кто собирается на "Норму" в Метрополитен, премьера которой состоялась 11 октября. Мощная Джейн Иглен уже не раз пела заглавную партию в этой опере (в 1994 году в Равенне с Р.Мути, в 1998 в Опере Бастилии с Ф.Луизи и др.). Не нуждаются в рекомендациях Ричард Маргиссон (Поллион), выступавший на всех ведущих сценах мира, и Долора Зайик (Адальжиза), которую многие помнят по выступлению на конкурсе Чайковского в 1982 году. Вторая исполнительница партии Адальжизы - молодая и талантливая Д.Барчеллона, блестяще зарекомендовавшая себя за последние два года. Дирижирует хорошо известный Карло Рицци.
"Капулетти и Монтекки" в Чикагской лирической опере - редкий бриллиант (премьера 1 ноября). У меня в памяти чудесный спектакль московских гастролей Ла Скала в 1989 г. В нынешней чикагской постановке в главных партиях первоклассные солисты. Замечательное болгарское меццо-сопрано Веселина Казарова (Ромео) своим присутствием украсит любую сцену мира. В 1996 она уже блистала в этой партии на сцене Оперы Бастилии. С творчеством Андреа Рошт (Джульетта) я познакомился в 1995 году в Венской опере. Она пела в "Любовном напитке" вместе с Роберто Аланьей. Кристальное пение певицы произвело на меня тогда большое впечатление. Дирижирует спектаклем Бруно Кампанелла.
Таковы все, или почти все сколь-нибудь значимые постановки беллиниевских опер в предстоящем сезоне. Есть еще "Беатриче ди Тенда" в Цюрихе, ряд второстепенных постановок в провинциальных театрах Италии, Германии. Баварская опера как всегда повторяет "Пуритан" с Эдитой Груберовой. Весьма, надо сказать, удачный спектакль. О нем мы писали в прошлогоднем репортаже с Мюнхенского фестиваля (Архив новостей, 22.09.2000 г.).
Евгений Цодоков
24 октября
На фото:
Франческа Дзамбелло.
"Турандот" в Опере Бастилии. 1999 г. Сцена из спектакля.
Елена Прокина.
Алексей Гориболь.
Портрет Винченцо Беллини.
"Сомнамбула". Венская государственная опера.
Джейн Иглен.
Ричард Маргисон.
Долора Зайик.
"Капулетти и Монтекки". Чикаго.