Сегодня мы публикуем краткий обзор первых спектаклей нового сезона в Мариинском театре. Его нам любезно предоставил Иван Фёдоров, автор недавно открывшегося сайта «Мир итальянской оперы». Пользуясь случаем хочется поздравить автора нового сайта с хорошим начинанием и пожелать удачи.
О некоторых постановках, которые И. Федоров рассматривает в своей статье, наш журнал уже писал. Но автор статьи предлагает свое видение, отталкивающееся в первую очередь от исполнительского мастерства вокалистов, что, безусловно, весьма важно (а в опере и первостепенно) для получения более «объемной» информации о деятельности лучшего оперного театра страны.
Итак, остался позади первый месяц 219-го сезона в Мариинском театре, порадовав любителей оперы премьерными постановками "Бала-маскарада" и "Отелло" Верди, "Богемы" Пуччини, а также "Лючией ди Ламмермур" и "Аидой" (заметим, что 30 октября состоялась ещё и премьера "Валькирии" Вагнера).
Исполнение опер итальянских композиторов требует высочайшего мастерства и, как лакмусовая бумажка, выявляет малейшие недостатки вокальной техники, определяет класс певца. И, в связи с этим, сам факт наличия в репертуаре театра таких шедевров итальянского репертуара, как "Сомнамбула", "Лючия ди Ламмермур", "Травиата", "Бал-маскарад", "Сила судьбы", "Аида", "Отелло", "Богема", говорит о многом...
Среди событий прошедшего месяца выделим яркое, незаурядное исполнение партии Рудольфа ("Богема", 18 октября) Евгением Акимовым. Красивый голос и подкупающий артистизм не оставили равнодушным ни одного человека в зале. Не менее успешно артист справился и с партией Эдгара ("Лючия ди Ламмермур", 28 октября), заставив поверить в то, что слухи о полном отсутствии хороших теноров в отечественных театрах сильно преувеличены. Уверен, что если певцу удастся достичь большей свободы в исполнении самых верхних нот, его ждёт удачная международная карьера. Подтвердила статус примадонны Мариинки Ирина Гордей, великолепно исполнившая партию Амелии ("Бал-маскарад", 25 октября). Её мощный голос озвучивал весь заполненный до отказа театр, завораживая красотой своего тембра. Пение Ирины хотелось сравнивать с выдающимся исполнением этой партии Априле Милло в Метрополитен-опера. Нельзя не отметить Сергея Мурзаева, выступившего на открытии сезона в партии Яго ("Отелло", 6 октября), сложнейшей партии баритонального репертуара, и составившему превосходный дуэт Ирине Гордей в "Бале-маскараде" (Ренато). Хочется лишь пожелать певцу ещё большей законченности, некой "изюминки" в трактовке образов, так как в вокальном отношении его исполнение претензий не вызывает. В очередной раз продемонстрировал высокий профессиональный уровень Александр Гергалов (Астон, "Лючия ди Ламмермур"), которому, в ансамбле с Ириной Джиоевой (Лючия) и Евгением Акимовым (Эдгар), удалось отпеть спектакль на одном дыхании.
Наряду с безусловными достижениями оперной труппы отметим и несколько неудач. Среди них - провальное выступление в партии Ричарда ("Бал-маскарад") Юрия Алексеева, голос которого не имеет должной опоры и не поддерживается хорошим дыханием, следствием чего является полное отсутствие верхнего регистра. Нет нужды говорить, что отсутствие хорошего тенора в такой опере ставит на грань срыва весь спектакль...
Определённые проблемы (в отсутствии Анны Нетребко) испытывает театр с лирическими сопрано. Так, на роль Дездемоны ("Отелло") была приглашена солистка Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Ольга Гурякова. Блёклые голоса и соответствующая актёрская игра И. Матаевой (Мими) и Е. Соловьёвой (Мюзетта) сильно подпортили впечатление от замечательно поставленной "Богемы". Вычурная же игра и голос, даже отдалённо не напоминающий оперный, С. Трифоновой (Оскар, "Бал-маскарад"), бывшей солистки Большого театра (?!), и вовсе вызвали полное недоумение...
И всё же начало сезона в Мариинке внушает оптимизм. Не будем, однако, забывать о том, что в опере, как и в космосе, звёзды зажигаются и тускнеют невероятно быстро, и лишь магия длится вечно.
Джимми Ливайн, один из самых признанных и знаменитых дирижёров в мире, принял предложение Бостонского Симфонического занять пост художественного руководителя оркестра, начиная с 2004 года. Надо сказать, что этому назначению предшествовал трёхлетний подбор кандидатуры менеджментом БСО.
Сейджи Озава, чьё почти двадцатидевятилетнее художественное руководство БСО заканчивается в следующем году, заранее объявил о том, что не будет продлевать контракт в связи с началом в 2002 году своей постоянной работы в Венской Государственной опере. «Я думаю, что назначение Джимми Ливайна - великолепное для БСО решение, - сказал в связи с этой новостью Озава. - Я знаю Джимми уже много лет, и понимаю, что его приход в Бостонский оркестр означает наступление новой эры для горячо любимого мною оркестра».
Газета «Бостон Глоуб», анонсируя новость, привела слова самого Ливайна: «Я влюбился в Бостонский оркестр ещё подростком. Это восхитительный коллектив, призванный творить музыку на самом высоком уровне. А «дом» оркестра - Бостон Симфони Холл - просто лучший зал в Америке». Ливайн сказал, что это приглашение для него - высокая честь, о которой он долго мечтал. Он также добавил, что в человеческом плане они с Сейджи Озава весьма схожи, но как дирижёры - очень разные, и такой «стилевой контраст», как он надеется, пойдёт оркестру только на пользу.
По общепринятому мнению, тридцатилетнее присутствие Джимми Ливайна в Метрополитен Опера не только ознаменовалось расцветом оперной компании, но и превратило оркестр Мет в один из лучших коллективов мира. Как бы то ни было, Ливайн выполнит свои обязательства, как перед Мюнхенской филармонией, так и перед Метрополитен, совмещая работу в Бостоне с художественным руководством Мет.
Первую премию среди женских голосов получила сопрано Анна Самуил, аспирантка Московской консерватории, дочь известного дирижера Александра Самоилэ. У мужчин победителем стал баритон Алексей Шишляев, выступающий в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Вторая премия у женщин не присуждена, а у мужчин ее получил украинский тенор Иван Носик. Среди обладателей третей премии москвичи Д. Корчак и А. Амонов, П. Толстенко (Новосибирск), Е.Максимова (Москва), Е.Корчуганова (Челябинск), Н.Бабинцева (Пермь). Тенор Дмитрий Корчак получил также специальный приз Фонда И.С.Козловского, вручаемый лучшему тенору конкурса.
Редакция