И снова есть пища для журналистов. Кабалье возвращается! 4 января в барселонском «Лисео» она после 10-летнего перерыва выйдет на театральную сцену в опере К.Сен-Санса «Генрих VIII» в партии Екатерины Арагонской, супруги английского короля, известного своими многочисленными женами. Примадонне уже... страшно сказать, 68 лет! Опера выбрана редко исполняемая. Понятно почему. Зачем ненужные сравнения? Но сам факт, между тем, примечательный. Если учесть, что Кабалье дебютировала в 1956 году, то получается, что ее сценической карьере исполняется 46 лет!
Впрочем, есть в истории оперы аналогичные примеры творческого долголетия. Так, например, Альфредо Краус (1927-1999) с успехом пел свою любимую партию Вертера в возрасте 71 года.
Воспользуемся случаем и дадим краткую справку об этом малоизвестном произведении Сен-Санса. Мировая премьера оперы прошла в 1883 году в парижской «Гранд-опера». В 1897 году она была поставлена в Москве в Большом театре и продержалась в репертуаре целых 10 лет! Первой исполнительницей роли Екатерины в России была М.Дейша-Сионицкая. Эта роль была одной из лучших в репертуаре знаменитой Фелии Литвин. Сам Сен-Санс очень любил эту певицу и даже написал для нее специально одну из своих многочисленных опер. Сюжет оперы, естественно, основан на любовной коллизии, в которой замешаны Екатерина, Анна Болейн (будущая жена Генриха) и испанский посланник Дон Гомес де Фериа, влюбленный в последнюю. Женщины не поделили короля. У каждой оказалась своя трагическая судьба.
Еще одной сенсацией, только местного разлива, стал отказ Музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, участвовать в ежегодном фестивале-конкурсе на присуждение премии «Золотая маска». Сразу две его постановки - «Обручение в монастыре» С.Прокофьева и «Летучая мышь» И.Штрауса были выдвинуты на соискание премии (список номинантов см. ниже). И вот, театр по решению своего творческого коллектива (!) снимает оба спектакля с конкурса.
В чем же причина столь неординарного поступка? Худрук оперы театра Александр Титель, в прошлом уже награждавшийся премией фестиваля, объясняет, что причины лежат в забвении устроителями конкурса «основ того, что добыл театр за весь ХХ век» (цитируется по газете «Известия»). Проще говоря: спектакль - дело коллективное. Поэтому не может быть спектаклей-победителей без личностей тех, кто их делал. И, действительно, странно: «Обручение в монастыре» в списке претендентов есть, но главных создателей этой постановки (дирижера, режиссера) в индивидуальных номинациях не наблюдается! Кто же тогда заложил основы ее успеха?
Впрочем, организаторы фестиваля думают обо всем этом иначе. Директор «Золотой маски» Э.Бояков откомментировал тем же «Известиям» демарш театра таким образом: «В этом году очень сильный конкурс. А возможно, им не понравился состав жюри». Что касается второго соображения, то у Боякова есть основания для такого предположения, ибо художественные принципы Тителя и председателя нынешнего жюри Дмитрия Бертмана, действительно, сильно расходятся. Но первый тезис директора «Маски» требует доказательств. Так, превосходный спектакль «Новой оперы» «Сельская честь» не попал в список номинантов. С другой стороны, в нем присутствуют весьма сомнительные с точки зрения концептуальной целостности питерские «Китеж» и «Валькирия» (я говорю только о тех работах, которые видел сам).
Впрочем, в ближайшее время мы постараемся познакомить читателей нашего журнала со всеми номинантами подробнее (их список публикуется ниже).
Итак, «Маска» еще не началась, а скандал уже есть. То ли еще будет!
Опера/Спектакль
Опера/Работа дирижера
Опера/Работа режиссера
Опера/Женская роль
Опера/Мужская роль