Завершен XII конкурс имени П.И.Чайковского. Нас, естественно, интересуют вокалисты. Здесь 1-я премия вручена российским певцам, меццо-сопрано Айталине Афанасьевой (более известной как Адамова) и басу Михаилу Казакову. 2-е место у нашего Андрея Дунаева (тенор) и китаянки У Бися (сопрано). 3-й приз достался Анне Самуил (сопрано) и баритону Ким Дон Сеубу из Кореи. Среди других лауреатов и дипломантов певцы из России, Словакии, Украины, Кореи.
Вокальная номинация Конкурса имени Чайковского имеет хорошие традиции. Среди лауреатов прошлых лет много певцов, чью дальнейшую карьеру можно назвать звездной. Это В.Атлантов, Е.Нестеренко, Е.Образцова, П.Бурчуладзе, М.Гулегина, С.Шаш, П.Дворский, Е.Подлесь, Д.Войт и другие. Уровень последнего конкурса в целом можно оценить, пожалуй, как средний. Безусловным фаворитом, заслуженно взявшим первый приз, являлся Михаил Казаков, ярко заявивший в последние годы о себе. Несколько переоценено мастерство Айталины Афанасьевой. Приятным тенором обладает сделавший большие успехи Андрей Дунаев. Пение Анны Самуил, недавно появившейся на московском оперном небосклоне, производит весьма профессиональное впечатление, однако ей еще недостает глубины. Не вызывает сомнений и успех китайской певицы.
Редакция
На фестивале "Звезды Белых ночей" Валерий Гергиев представил публике последнюю оперу Сергея Прокофьева "Повесть о настоящем человеке", прозвучавшую в концертном исполнении. Главную партию Алексея исполнил Федор Можаев.
Факт исполнения этого сочинения Прокофьева в Петербурге, спустя более полувека после так называемого "закрытого общественного просмотра" 1948 года имеет историко-культурное значение. Москва в свое время "отобрала" у северной столицы официальную советскую премьеру*. Теперь пробел в музыкальной истории Петербурга восполнен.
"Кукиш в кармане" - этим вынуждены были грешить перед тоталитарной властью с разной степенью искренности многие выдающиеся художники советской эпохи - Шостакович в музыке, Пастернак в поэзии, Грабарь в живописи.
Поэтому надо снисходительно относиться к таким перлам последней
прокофьевской оперы, как диалог Комиссара и Алексея:
- Но ведь ты же советский человек! (Комиссар)
- Но ведь я же советский человек! (Алексей)
Воистину, это ничуть не смешнее пастернаковского "Ты рядом, даль
социализма".
Таково было время!
Вопрос в другом: достигает ли количество всех этих реверансов той критической черты, после чего художественное "здание" начинает саморазрушаться? В данном случае однозначного ответа нет, каждая эпоха выносит свой приговор. Нынешняя же, познавшая поп-арт, соц-арт, минимализм, концептуализм, системную эклектику и прочие изыски, безусловно, должна быть благосклонна.
Поздний Прокофьев - особая тема. Мастер как бы раздвоился. Словно разные художники создавали в одно и то же время пресную 7-ю симфонию и гениальную симфонию-концерт для виолончели. Тот же разлом ощущается и в "Повести".
Жестокое было время!
Примечание:
* Официальной премьерой считается постановка оперы в Большом
театре 8 октября 1960 года (дирижер М.Эрмлер, режиссер Г.Ансимов).
Авторская редакция (с согласия М.Мендельсон-Прокофьевой) в этом
спектакле была подвергнута существенным изменениям: переставлены
местами седьмая и девятая картины, отсутствовал ряд персонажей
(Анюта, Корреспондент), в то же время добавлен новый (Зиночка).
Среди участников премьеры были выдающиеся певцы Е.Кибкало
(Алексей), А.Кривченя (Комиссар), И.Архипова (Клавдия).
В лексикон художественной критики прочно входит политический жаргон. Вот последний пример: пресса сообщает об "утечке" информации из источников, близких к Большому театру - первая сцена страны делает заказ на сочинение оперы композитору Леониду Десятникову и писателю Владимиру Сорокину!
Особо поражает воображение второй фигурант этого тандема. Его умение подвигнуть читателя на поедание дерьма виртуозно! Безотходное производство. "Голубое сало" в опере превратится в пушечное мясо, и можно писать рецензию: что-нибудь в духе незабвенного Сальвадора - "Осенний каннибализм" или "Рождение жидких желаний". Как говорится, "ни дня без стула"!
В одном из писем Джакомо Пуччини утверждал, что возможно и железнодорожное расписание положить на музыку. Великий мастер музыки шутил, а мастеру по танго Десятникову не до шуток - он воплощает в жизнь заветы классика. И вот пред нами "Зима священная 1949 года", вдохновленная учебником английского языка тех жутковатых лет.
Уже кое-что известно о содержании и нового опуса Десятникова. Главными персонажами будут клонированные гении Моцарт, Верди, Вагнер, Чайковский и Мусоргский. Их ожидают невероятные приключения... Догадайтесь где? Разумеется в России. Понятно, чем это чревато для гениев?
Разумеется, опять можно предвидеть цитатничество (более или менее явное), загримированное под стёб - хорошее лекарство от бесплодия. Этим же, кстати, в значительной степени отличаются и творения Сорокина. Родственные души нашли друг друга. Союз уже опробован в нашумевшем фильме "Москва".
Пять лет назад Большой театр, ведомый Владимиром Васильевым, уже заказывал к пушкинскому юбилею современную оперу. "Капитанскую дочку" Михаила Ермолаева тогда сыграли руководству театра на фортепиано. Музыка была качественная, но продолжения дело не имело, а жаль! Нынче же расклад иной. Как говорится, "первый ремиз - золото". У второй попытки шансов может оказаться больше.
NN
20 мая с. г. в своем доме на испанском острове Ибица скончался выдающийся венгерский тенор Шандор Конья.
Певец родился в венгерском городе Шаркаде 23 сентября 1923 года. Учился в Будапештской консерватории, позднее в Германии и Италии. Его оперный дебют состоялся в 1951 г. в Билефельде (партия Туридду). Затем он выступал в Дармштадте, а в 1955-64 гг. был солистом западноберлинской Городской оперы (ныне Немецкая опера), одновременно гастролируя в Гамбурге (1956-60), Мюнхене (1958-61), Эдинбурге и др. В 1958 впервые пел на Байрейтском фестивале, исполнив партии Фро в "Золоте Рейна" и Лоэнгрина. Эти выступления положили начало его блестящей вагнеровской карьере. В 1960 певец дебютировал в Ла Скала (Парсифаль), в 1961 в Метрополитен (Лоэнгрин), где выступал до 1974 года подряд в течении 14 сезонов, с 1963 регулярно появлялся на сцене Ковент-Гардена.
Лоэнгрин стал лучшим и вошедшим в историю оперного искусства достижением певца. Конья выступил в этой партии более 250 раз. Он исполнял ее в Римской опере, на фестивалях в Термах Каракаллы, Арена ди Верона, "Флорентийский музыкальный май". Критика отмечала необыкновенную пластичность его голоса, потрясающее "итальянское" легато. Среди других вагнеровских ролей в репертуаре тенора были Вальтер в "Нюрнбергских мейстерзингерах", Эрик в "Летучем голландце".
Конья преуспел также в блестящем исполнении пуччиниевских партий. В 1962 он пел в Ла Скала партию Калафа, в 1964-65 году ему рукоплескала Вена (Калаф, Каварадосси). Среди других пуччиниевских ролей можно отметить также Рудольфа, Дика Джонсона.
Певец исполнял и вердиевские партии (Отелло, Радамес, Альфред, Герцог, Дон Карлос), пел в операх Моцарта, Вебера, Доницетти, Корнелиуса, Оффенбаха, Р.Штрауса. Уинверсализм певца позволяет сравнить его с Пласидо Доминго.
Мы имеем возможность судить о творчестве Коньи по грамзаписям. Безусловно, выдающейся может считаться запись его дебюта в "Лоэнгрине" на Байрейтском фестивале 1958 г. (дирижер А.Клюитенс, солисты Л.Ризанек, А.Варни и др.). Среди других записей оперы "Богема", "Тоска", "Аида", "Дон Карлос", "Сказки Гофмана". Интерес представляют две живые записи "Лючии ди Ламмермур" из Метрополитен-опера с Д.Сазерленд (1964), и Р.Питерс (1966, обе с дирижером С.Варвизо), запись "Богемы" из Оперы Сан-Франциско (1962, дирижер Ф.Молинари-Праделли, солисты В. де Лос Анхелес, Э.Бастианини, Г.Тоцци, М.Хорн).
Евгений Цодоков