Исполнилось 100 лет со дня рождения немецкого дирижера Эугена Йохума (1902-1987), одного из крупнейших мастеров 20 века. Он дебютировал в 1926 году с Мюнхенским филармоническим оркестром. В дальнейшем работал с оркестрами Консертгебау, Баварского радио, Лондонским симфоническим и другими всемирно известными каллективами.
Дирижер прославился своими интерпретациями произведений Баха, Моцарта, Гайдна, Вагнера, Брукнера, Брамса.
В течении 15 лет маэстро был главным дирижером Гамбургской оперы (1934-49 гг.). С 1953 года Йохум активно участвует в Байрейтских фестивалях. Среди его постановок на этом вагнеровском форуме "Триста и Изольда" (которой он дебютировал), "Лоэнгрин", "Тангейзер", "Парсифаль".
Сохранилось много живых записей мастера. Среди них "Электра" (1944, Гамбург), "Тристан и Изольда" (1953, Байрейт), "Лоэнгрин" (1954, Байрейт), "Борис Годунов" (1957, Мюнхен, на немецком языке), "Парсифаль" (1973, Байрейт) и другие.
Э.Йохум осуществил также ряд студийных записей опер, среди которых одна из лучших версий "Нюрнбергских мейстерзингеров" с оркестром Немецкой оперы Берлина (1976), "Вольный стрелок" Вебера с оркестром Баварского радио (1960), "Так поступают все" с Берлинским филармоническим оркестром (1962), "Похищение из сераля с оркестром Баварской оперы (1965) и другие.
Наконец-то обретает реальные черты перспектива появления нового помещения для бурно развивающейся "Геликон-оперы". Пресс-служба театра прислала нам по этому поводу следующую информацию:
"Мэр Москвы Юрий Лужков 17 октября 2002 г. подписал распоряжение о реставрации и реконструкции в 2003-2005 гг. здания по адресу Большая Никитская, 19, - особняка княгини Шаховской, в котором уже почти 13 лет располагается театр "Геликон".
После реставрации у театра появится новый зрительный зал на 500 мест с большой сценой и оркестровой ямой, а также удобные классы для занятий, гримерные комнаты и другие служебные помещения, нехватка которых сегодня затрудняет дальнейший процесс творческого развития "Геликона" и существенно осложняет совершенствование организационно-технической структуры театра.
Новый зал будет выстроен во внутреннем дворе усадьбы. Исторический облик стен, выходящих во двор, будет бережно сохранен, и они станут частью интерьера нового зрительного зала. Зал будет перекрыт прозрачным куполом, а сцена оснащена самым современным техническим оборудованием.
Также будет проведена реставрация и самого особняка. А полюбившийся зрителям ныне действующий зал после завершения реконструкции и реставрации снова откроет свои двери для публики уже в качестве Малого зала театра "Геликон".
Мы очень надеемся, что все это случится, если распоряжение мэра Ю.М.Лужкова будет выполнено!"
Газета "Музыкальное обозрение" опубликовала справочную информацию о предстоящих оперных премьерах в российских театрах. Наряду со стандартным репертуаром ("Евгений Онегин", "Кармен", "Свадьба Фигаро" и т. п.), есть и сюрпризы. Расскажем о некоторых из них.
В планах Пермского театра оперы и балета первая русская постановка знаменитой "Лолиты" Родиона Щедрина (дирижер В.Платонов, режиссер Г.Исаакян), которая появится в конце сезона. В Новосибирске поставят "Жизнь с идиотом" А.Шнитке (март 2003 года), для чего в сибирский город приедет режиссер из Польши Г.Барановский. Нижегородский театр оперы и балета в рамках традиционного Пушкинского фестиваля поставит "Мавру" И.Стравинского. Петербургский театр "Зазеркалье" намерен представить зрителям в декабре "Порги и Бесс" Д.Гершвина (дирижер П.Бубельников, режиссер А.Петров).
Коль скоро речь зашла о Петербурге, то нельзя не сказать о премьерах Мариинского театра. Долгожданная "Травиата" появится 13 декабря. А в конце года одна за другой на сцене будут представлены оперы "Зигфрид" (26 декабря) и "Гибель богов" (30 декабря).
Редакция