21 января в 18.00 в Центральном Доме актера на Старом Арбате состоится общественный показ нового фильма «Тоска». Просмотр организуют наш интернет-журнал OperaNews и Российское представительство фирмы EMI, предоставившее для мероприятия эту киноленту.
Фильм «Тоска» французского режиссера Бенуа Жако был показан прошлой осенью с большим успехом на Венецианском кинофестивале и получил хорошую прессу. В нем снялись знаменитые певцы Анжела Георгиу и Роберто Аланья.
Мы уже писали об этом фильме в материале «Триумф Анжелы Георгиу в фильме «Тоска» (см. рубрику «Оперный небосклон-звезды»).
Вход на просмотр по пригласительным билетам. Наш журнал предоставляет своим читателям эксклюзивную возможность посетить фильм. Для этого необходимо отправить в период с 16 по 18 декабря заявку с указанием фамилий (на 2 лица) по электронной почте (с пометкой «Тоска»). Поскольку квота на билеты ограничена, приглашение получат те, кто быстрее пришлет свою заявку. Читателей, заявки которых будут приняты, редакция известит о том, как получить свой пригласительный билет.
Редакция
Известный оперный дирижер Михаил Юровский после многолетнего перерыва (в настоящее время он живет и работает в Германии, преимущественно в Берлине) посетит Москву и выступит в Музыкальном театре имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко в двух спектаклях «Пиковой дамы» (29, 30 января). Юровский-старший много лет работал в этом театре (см. подробнее об этом в нашем материале, посвященном его сыну Владимиру Юровскому, опубликованном в 2000 году в рубрике «Оперный небосклон-русское зарубежье»), поэтому естественно, что именно на этой сцене и состоится наша новая встреча с маститым маэстро.
Редакция
Геннадий Рождественский собирается поставить на сцене «Геликон-оперы» оперу Леоша Яначека «Средство Макропулоса». 9 декабря в театре состоялась его пресс-конференция по этому поводу.
Г.Рождественский ответил на вопросы журналистов. Он сказал, что рад поработать с «Геликоном», о котором весьма высокого мнения, особенно после спектаклей «Леди Макбет Мценского уезда» и «Лулу». Премьера оперы Яначека намечена на конец сезона (июнь месяц). В случае успешного опыта с Яначеком уже имеются дальнейшие планы сотрудничества с «Геликоном». Так, вполне возможно, что в дальнейшем тандем Рождественский-Бертман обратится к Рихарду Штраусу. Рождественский хотел бы поставить его «Дафну».
Во время конференции Рождественский много шутил, при этом упрекал журналистов в ангажированности. Я также задал маэстро свой вопрос. Мне было интересно, как такой мастер предполагает преодолевать неизбежные проблемы акустики маленького и неподходящего для оперы зала театра? Ответ удивил меня - никаких проблем тут нет, звучание оркестра, которого возможно достичь в этом помещении, весьма устраивает Рождественского. Ну что ж, Бог ему судья.
Яначек - редчайший гость в нашей стране. За исключением «Енуфы», российская премьера которой состоялась в 1958 году в Новосибирске, отечественный зритель не имел возможности познакомиться с оперным творчеством этого чешского композитора, пользующегося огромной популярностью в мире. Тем интереснее будет ожидаться нынешняя премьера, да к тому же с участием такого выдающегося маэстро, как Г.Рождественский. Остается надеяться, что эти «гросспланы» не сорвутся.
На днях оргкомитет «Золотой маски» обнародовал список номинантов на получение ежегодной премии по итогам сезона 2001/2002 гг. Мы, как всегда, публикуем этот список по разделу «Опера», а также краткий предварительный комментарий к нему.
Спектакль:
Работа дирижера:
Работа режиссера:
Женская роль:
Мужская роль:
Комментарий редакции
Нынешняя «Золотая маска» принесла нам ряд сюрпризов уже на стадии номинирования. Прежде всего, в числе номинантов отсутствует В.Гергиев, и вообще весьма скромно присутствует Мариинский театр, что, впрочем, волне объяснимо - слишком уж скупым по части новых постановок был у театра прошедший сезон, а появившиеся летом спектакли припоздали и, возможно, будут представлены в следующий раз. Тем интереснее станет интрига нынешнего конкурса. Обращает на себя внимание также расширившееся представительство провинции и даже стран СНГ, появление новых коллективов-номинантов (Музыкальный театр Ростова-на-Дону, Экспериментальный музыкальный театр из Екатеринбурга, Ереванская опера). Все это радует. Но есть моменты, способные вызвать удивление. Так, непонятно отсутствие в числе соискателей спектаклей Большого театра, например, «Адриенны Лекуврер». То, что для этой постановки были импортированы итальянские сценография и режиссура, не должно иметь определяющего значения, ибо в номинации «Спектакль» оценивается спектакль в целом без конкретных персоналий. На «голодном пайке» уже несколько лет держат и коллектив «Новой оперы». Отсутствие в прошлогоднем конкурсе «Сельской чести» вообще можно объяснить только низким профессионализмом экспертов, ибо, на мой взгляд, это был лучший спектакль того периода. «Паяцы» значительно уступают «Сельской чести», но то, что эта постановка уж никак не хуже тех, что регулярно попадают в число претендентов, совершенно очевидно. Понятно, что если уж надо было выбирать между двумя работами «Геликон-оперы», то «Фальстафу» предпочли «Лулу», как более эпохальное явление, но здесь возникает вопрос: а почему, собственно, надо было выбирать из двух одно, ведь Мариинский театр частенько был представлен во множественном числе! В итоге прекрасная постановка вместе с блистательной работой дирижера Т.Курендзиса осталась за бортом.
Вопросов много, но то ли еще будет! Иногда кажется, что на этом конкурсе частенько руководствуются знаменитым выражением Аркадия Райкина: «Вы хотите поставить нас в тупик своими вопросами, а мы поставим вас в тупик своими ответами!»
Как говорится: «Хозяин - барин!»
ЕС