Из Италии пришла печальная весть - 4 мая с. г. скончался выдающийся певец, бас-баритон Сесто Брускантини.
Российские меломаны старшего поколения помнят этого блестящего мастера по первым гастролям Ла Скала в 1964 году. Тогда певец выступил в «Севильском цирюльнике», исполнив партию Фигаро, одну из лучших в его карьере.
Сесто Брускантини родился 10 декабря 1919 года в Порта Чивитанова. До 25 лет он и не помышлял о вокальной стезе. Но предоставим слово самому певцу. В дни гастролей миланского театра в Москве с ним беседовал известный теоретик вокального искусства и педагог Леонид Борисович Дмитриев. Мы предлагаем нашим читателям фрагменты этого интервью, записанного Дмитриевым, где Брускантини повествует о начале своего творческого пути.
... До 1945 года я интересовался только своей основной профессией - я работал в области юриспруденции и, возможно, стал бы адвокатом. Но началась война, начались бомбардировки, и я поехал в Рим. Вспоминаю, что поехал туда отвезти муку своему дяде. Есть было нечего, и это было ужасно. Мой дядя знал Тито Гобби и слышал, что я пою. Хотя я пел очень плохо, так, как поют необученные юноши, он решил обязательно показать меня ему. Сам он совершенно ничего не понимал в пении. Гобби, послушав, повел меня к своему маэстро Луиджи Риччи, который был в то время первым помощником дирижера театра Реджино - Королевского театра. Теперь он называется просто Театр оперы. В результате в течении одного года я проучился у этого маэстро. Потом он уехал на несколько лет в Аргентину и оставил меня в оперной школе <...> Так я прозанимался полтора года и пошел на конкурс на радио. Как известно, радио имеет свою специфику, свои странности: некоторые голоса, которые в зале звучат плохо, их не слышно, на радио звучат очень красиво. Радио - это особая искусственная вещь. Я пошел на конкурс, пел, был принят и там начал свою карьеру. Не знаю почему, ведь фактически пел всего полтора года, дирижер и главный директор радио и телевидения Витторино, человек очень серьезный и хороший, предложил мне спеть в «Тайном браке» в Ла Скала <...> Я спел удачно и меня приняли... Тут мы прервем на время рассказ Брускантини и уточним его воспоминания. В действительности его сценический дебют состоялся в 1946 году в родном городе Чивитанова, где он исполнил роль Коллена в «Богеме». А миланский дебют, о котором в интервью идет речь, приходится на 1949 год.
... В Ла Скала я пел многое, но понимал, что у меня не все хорошо с голосом <...> У меня не было вокального руководителя, маэстро пения. Я просто пел и потом стал замечать, что это вещь совсем не простая. Вначале я исполнял партии комиков-буффа, а там не требуется особенно красивого голоса, и я почти десять лет пел так, как умел. Но, конечно, имел много вокально-технических проблем. Верхние звуки были несколько позади, а такое бывает у тех, кто не учится, и потому не знает, как их сделать <...> И я стал заниматься не с каким-нибудь одним маэстро, а просто с моими коллегами. Поскольку они были настоящими друзьями, и вместо того, чтобы повторять мне «браво, браво», говорили «Ты поешь неважно»! - они были более искренни, чем другие, этот было для меня счастьем. Я работал с ними над своим голосом и достиг хороших результатов. С одним из них я стал заниматься дыханием, с другим - только развивал способность гортани понижаться. Потом с испанским тенором Краусом, который имел изумительные верхние ноты. Это были верха, похожие на звук трубы, - и я понял, что значит использовать это (показывает на верхний резонатор - прим. Л.Дмитриева) <...> Когда я услышал Гяурова, то почувствовал, что он все это делает вместе, одновременно. Он пел с очень широким горлом и очень высоким резонатором, был как бы тенором и басом одновременно. Это здорово <...>
... Еще пять лет назад я пел только камерную музыку, оперы-буффа, а теперь я стал исполнять и Верди (с 1961 года - прим. ред.). Я уже спел Риголетто, Трубадура. Это потому, что я стал заниматься, находить верную дорогу и, прежде всего, дыхание, без которого не смог бы сделать эту перемену...
Таков был «путь наверх» этого большого мастера. Нам остается добавить несколько штрихов к биографии артиста. С 1951 года он в течение 10 лет с успехом исполнял россиниевские и моцартовские партии в Глайндборне (Фигаро, Дандини, Гульельмо, Дон Альфонсо, Лепорелло). В 1952 певец впервые выступил на Зальцбургском фестивале (Дон Паскуале). Блестящий успех ожидал его в театре «Колон» (1962), Ковент-Гардене и Венской опере (1974). Певец долгие годы находился в превосходной форме. В 1981 году он дебютировал в Метрополитен (Таддео в «Итальянке в Алжире»), где затем выступал несколько сезонов в партиях Бартоло, Дулькамары, Мишонне в «Адриане Лекуврер». Среди огромного репертуара певца, насчитывающего 130 партий (согласно сведениям из итальянского словаря «Dizionario degli interpreti musicali» - прим. ред.), важное место принадлежит редким сочинениям итальянских авторов (Фиораванти, Пиччинни, Боккерини, Галуппи, А.Скарлатти и др.). Еще в 1990 году его можно было увидеть на ведущих мировых сценах.
Брускантини - обладатель изумительного подвижного и звонкого голоса, что для такого амплуа большая редкость. Когда слушаешь в его исполнении, например, каватину Дандини Come un’ape, охватывает чувство восторга, посещающее нас лишь при восприятии совершенного мастерства.
Евгений Цодоков
В Пермском театре оперы и балета состоялась российская премьера оперы Родиона Щедрина «Лолита» по знаменитому роману Владимира Набокова. Таким образом, спустя девять лет после мировой премьеры сочинения в Стокгольме в 1994 году «Лолита» добралась до отечественной «гавани». Театр поставил оперу на русском языке. На мировой премьере она звучала на шведском - такими были условия той постановки, связанные с авторскими правами на произведение, принадлежавшими сыну писателя, Дмитрию Набокову. Увидев оперу на сцене, Дмитрий Набоков воскликнул: «Это единственный случай, когда можно сказать, что увидь это отец - он был бы счастлив».
На пермскую премьеру специально прибыли Родион Щедрин и Майя Плисецкая. Спектакль прошел при полном аншлаге.
Авторами постановки являются художественный руководитель театра и главный режиссер Георгий Исаакян и дирижер Валерий Платонов. Художник-постановщик - Дмитрий Черняков. В заглавной партии выступила Татьяна Куинджи, являющаяся признанным интерпретатором современной музыки.
После появления откликов и рецензий на спектакль мы обязательно познакомим с ними наших читателей.
Редакция