Трагическая весть пришла из Берлина. Скоропостижно скончался выдающийся итальянский дирижер и композитор Джузеппе Синополи. 20 апреля во время исполнения "Аиды" в Deutsche Oper маэстро внезапно уронил палочку и упал. Он был срочно доставлен в больницу, где был диагностирован обширный инфаркт. Несмотря на усилия врачей, дирижер скончался.
Синополи родился в 1946 году. Выступал с ведущими оркестрами мира ("Нью-Филармония", Дрезденская государственная капелла и др.). На оперной сцене дебютировал в 1978 в Венеции. Его первым спектаклем также была "Аида", ставшая роковой в судьбе замечательного дирижера.
Синополи отдавал много времени оперному дирижированию. Неоднократно выступал на ведущих сценах мира (Метрополитен, Ла Скала, Ковент-Гарден, Венская Staatsoper). В 1985 году он дебютировал на Байрейтском фестивале ("Тангейзер"), где с тех выступал регулярно, став ярким интерпретатором творчества Вагнера. В этом году дирижер должен был исполнять на фестивале тетралогию "Кольцо нибелунга"...
В издательстве "Классика-XXI" вышла в свет книга "Кастраты в опере". Впервые в переводе на русский язык публикуется уникальная книга Эгнуса Хэриота, посвященная самому загадочному феномену в истории западноевропейской оперы. В центре внимания автора - жизнеописания легендарных итальянских кастратов, в том числе скандально знаменитых оперных звезд - Фаринелли, Сенезино, Бернакки, Каффарелли и др. Книга насыщена огромным количеством малоизвестных исторических сведений и анекдотов об их жизни и творчестве.
"Чем были кастраты для истории оперы? - пишет автор предисловия И.Сусидко - что выдвинуло этих странных созданий, составлявших в более давние времена своеобразную касту отверженных, в центр музыкальной культуры, что заставляло церковь многократно осуждать практику кастрации, но на деле привлекать таких певцов в капеллы? Толпы мальчиков ложились под нож хирурга по своей воле или по принуждению. Отчего? Эгнус Хэриот постоянно задается этими вопросами..." И отвечает на них, - добавим мы, - в своем интереснейшем исследовании, читаемом с неослабевающим интересом.
"Великие певцы XVIII века были, - утверждает Хэриот, - в определенном смысле, предтечами Кларка Гейбла и Мэрилин Монро. Их обсуждали, их сравнивали, их критиковали в модных салонах любого уровня, от России до Португалии, от Ирландии до границ Оттоманской империи. Подобной известности достигали и знаменитые певицы, однако вряд ли какая-нибудь из них достигла такой же славы, как, например, Фаринелли".
Редакция сайта планирует еще раз вернуться к этой удивительной книге и опубликовать развернутую рецензию.
18-19 апреля в Мариинском театре состоялась очередная премьера. На этот раз давали вердиевского "Макбета". Над постановкой трудилась шотландская "бригада": режиссер Дэвид МакВикар и художник Таня МакКаллин. За пультом стоял маэстро Валерий Гергиев. В главных ролях (в первый день) были заняты Сергей Мурзаев (Макбет) и Ирина Гордей (Леди Макбет). Как заметил в газете "Время новостей" (от 20 апреля) Глеб Мышкин, постановку отличают условность и лаконизм визуальных средств. Далее он констатирует, что "спектакль похож на большинство современных постановок Шекспира в драматическом театре. Скорее всего его ждет легкая гастрольная жизнь с Гергиевым и скучные мариинские будни без главного героя".
Наша рецензия на спектакль будет опубликована на сайте в пятницу 27 апреля.
4 мая 2001 года исполняется 70 лет Геннадию Николаевичу Рождественскому. Этот юбилей маэстро встречает на посту Генерального художественного директора Большого театра. Полвека назад молодой дирижер впервые переступил порог этого театра, а в 1965-70 гг. был его главным дирижером. Тогда его вступление в должность ознаменовалось двумя важнейшими спектаклями: первыми постановками на русской сцене опер "Человеческий голос" Ф.Пуленка" и "Сон в летнюю ночь" Б.Бриттена. В 1974-85 гг. Рождественский - главный дирижер Московского камерного музыкального театра. И здесь он начал свою деятельность с блестящей премьеры - оперы "Нос" Д.Шостаковича. Историю этой постановки и прихода дирижера в театр ярко описывает в своей книге "Моя жизнь - опера" художественный руководитель Камерного театра Б.Покровский.
Творческий путь Рождественского хорошо известен. Работая всю жизнь с ведущими оркестрами страны и мира (БСО Всесоюзного радио и телевидения, Королевский стокгольмский филармонический, Би Би Си и др.) маэстро никогда не забывал оперу. Среди его постановок: "Борис Годунов" (1970, Ковент-Гарден), "Волшебная флейта" (1986, Париж), "Мазепа" (1992, Стокгольм), "Евгений Онегин" (1996, Глайндборнский фестиваль) и др.
На пороге нового века он принял непростое решение - возглавить Большой театр, стать его художественным руководителем. Уже в скором времени мы увидим его первую работу в новом качестве - оперу "Игрок" С.Прокофьева (1-я редакция). Будем надеяться, что эту постановку ждет успех, который так необходим коллективу главной сцены страны, переживающему ныне не лучшие свои времена.
28 апреля в Большом театре состоится сольный концерт Марины Мещеряковой. Последние годы певица живет за рубежом, где успешно выступает. На сайте Большого театра можно подробнее познакомиться с ее творческой биографией.
Партнером Мещеряковой по концерту будет итальянский тенор Марио Маланьини (р. 1959), менее знакомый отечественным любителям оперы. Он дебютировал в 1984 в Бергамо. В 1986 исполнил партию Альфреда в Ла Скала. Выступает в театрах Германии и других странах. Поет в операх Верди (Радамес, Исмаэль в Набукко, Форесто в Аттиле, Ричард в "Бале-маскараде"), Пуччини (Рудольф, Каварадосси, Пинкертон) и др.
В программе концерта арии и дуэты из опер Беллини, Доницетти, Россини, Верди, Пуччини, Гуно. Дирижер Александр Ведерников.