Обыкновенная богиня

К 100-летию Натальи Шпиллер

К 100-летию Натальи Шпиллер
Оперный обозреватель

Наталья Дмитриевна Шпиллер родилась в Киеве в 1909 году. Она была дочерью состоятельных родителей, которые смогли привить ей любовь к искусству и дать ей понятие о национальной культуре с рождения. Это знание она пронесет через всю свою профессиональную жизнь и, впоследствии, будет передавать своим ученикам.

Первые уроки вокального искусства Наталья Дмитриевна получила уже в детстве от матери – оперной певицы. Начав обучение в Киеве, Шпиллер вскоре перебралась в Москву и продолжила учиться в Московской консерватории в классе Е. Лавровской. Потом была отправлена совершенствоваться за счет государства в Париж.

Вернувшись в Москву, Наталья Дмитриевна приняла участие в конкурсе певцов для формирования труппы нового оперного театра в Самаре. Успешно пройдя конкурс, Шпиллер была принята в труппу этого театра и проработала там с 1931 до 1934. На сцене Самарского оперного театра певица дебютировала в партии Ксении в опере Мусоргского «Борис Годунов».

Но самым важным в судьбе Натальи Дмитриевны стал период конца 1934 - начала 1935 годов. Она решила попытать счастья и снова поучаствовать в конкурсе. Но на этот раз ставка была намного выше. Большой театр набирал молодых исполнителей в труппу. Шпиллер смогла пройти конкурс и уже 25 января 1935 года дебютировала на сцене Большого в партии Микаэлы в «Кармен». Этот дебют стал судьбоносным для молодой певицы, и уже после этого она становится штатной солисткой театра. Второй партией на сцене Большого стала Эллен в опере Л.Делиба «Лакме».

Если в ранний период деятельности Шпиллер можно было упрекнуть в недостаточной эмоциональности, то уже в первые годы работы в Большом театре к ней пришла артистическая зрелость, позволившая певице достичь большой психологической выразительности. Голос Натальи Дмитриевны обладал редкими природными качествами и прежде всего, красотой тембра. Яркий, большого диапазона голос, безупречная вокальная техника, прекрасно поставленное дыхание давали артистке возможность петь так легко и свободно, что слушатели не замечали всех вокальных трудностей, которые она преодолевала.

Имя Натальи Дмитриевны Шпиллер тесно связано с деятельностью Большого театра 1930-х – 50-х годов. Критики отмечали, что это было время возрождения на советской сцене классических полотен русской и зарубежной музыки. 1936 год стал еще одной важной вехой в творчестве певицы. Наряду с ролями Натальи в опере «Тихий дон», Прилепы в «Пиковой даме» и Ольги в «Псковитянке», Наталья Дмитриевна исполнила партию Татьяны в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Исполняя Татьяну Шпиллер смогла продемонстрировать все свое актерское дарование и обратила на себя внимание многих критиков. Героиня Шпиллер была невероятно эмоционально открытой. В ее Татьяне был драматизм, психологический контраст между юношеской легкой романтичностью и горделивой сдержанностью чувства, умудренного годами. Ее героиня был вдохновенным до глубины души, прочувствованным поэтическим портретом. Многие, кто слышал Шпиллер в опере «Евгений Онегин», отмечали, что образ, создаваемый этой певицей, разительно отличается от всех остальных. И дело тут не только в совершенной технике, но и в том, как певица подходила к раскрытию образов. Она подчиняла свое вокальное мастерство художественному замыслу автора, пыталась прочувствовать своих героинь с точки зрения авторского видения. Никогда вокал не был для нее самоцелью, а всегда служил средством музыкального выражения. Возможно, именно эта профессиональная черта делала Шпиллер невероятно яркой исполнительницей. Остается только пожалеть, что художественные методы этой певицы для современных артистов не являются желанным руководством.

В 1940 году Наталья Дмитриевна дебютировала в партии Зиглинды («Валькирия») в постановке Сергея Эйзенштейна. И в этом же году исполнила ее на торжественном представлении-приеме в честь министра иностранных дел Германии Риббентропа, по личному приглашению Сталина посетившего главный театр страны.

До 1950 года Шпиллер создала на сцене Большого театра много ярких образов, в их числе была роль Матильды из оперы Дж. Россини «Вильгельм Телль». За нее, кстати, певица была удостоена Сталинской премии. В 1945 – Антонида («Иван Сусанин»), в 1946 Большой давал 1000-й спектакль «Евгения Онегина» со дня первой постановки в 1881 году и именно Шпиллер была удостоена чести исполнить партию Татьяны в этом спектакле.

В 1949 году певица участвовала в премьерных постановках «Фауста» (Маргарита) и «Садко» (Волхова). За партию Волховы Шпиллер во второй раз была удостоена Сталинской премии в 1950 году. Многие источники указывают на то, что Шпиллер была одной из любимейших певиц советского диктатора, много участвовала в правительственных концертах, многократно пела на кремлевских приемах. До сих пор, однако, остается загадкой, что помешало Сталину присвоить своей любимице высшее звание – народной артистки СССР. Не исправили эту «ошибку» и последующие советские правители, а могли бы – после ухода с большой сцены Шпиллер практически до конца своей жизни оставалась что называется активной творческой единицей – преподавала, консультировала, писала рецензии и очерки; тем более что и прецеденты подобные были – Катульская, Максакова, Долуханова получили высшее звание, уже давно находясь на пенсии…

В карьере Натальи Дмитриевны не только театральные выступления но и концертные выступления. Шпиллер спела более 200 концертов! Обширный камерный репертуар певицы обратил на себя внимание не только русского зрителя. Выступая в Болгарии, Польше, Чехословакии она собирала полные залы и исключительно восторженные отзывы критиков. Но самую высшую похвалу Наталья Дмитриевна получила в Австрии, на родине великого Моцарта. После очередного концерта Шпиллер назвали «Mozatrsaengerin» («моцартовская певица»). Это звание говорит не только об уровне исполнения, но и о той внутренней наполненности музыкой, которую певица несла в себе в течение всей своей карьеры.

Шпиллер относится к тем певицам, которые в совершенстве владели певческим дыханием. Она много работала над ровностью звучания голоса, тщательно оттачивала крайние верхние ноты, никогда не форсировала звук, брала верха свободно и красиво, без излишнего напряжения.

Начиная работать над музыкальным содержанием произведения, Наталья Шпиллер прежде всего старалась раскрыть психологическую сущность мелодии, так как считала, что именно в ней заключено содержание образа произведения, его характер. Она очень много работала над «музыкой слова».

Во всех ее действиях была осознанность и желание служить на благо искусства. Наталья Дмитриевна своим творчеством несла в первую очередь культуру, музыку, и только потом уже голос. И эту тактику нельзя назвать излишней скромностью, скорее проявлением высочайшего профессионализма, который в современной оперной среде приобретает, увы, искаженные формы.

Наталья Шпиллер была широко известна в нашей стране благодаря трансляциям по радио. Кроме того она активно гастролировала по СССР, например, пела спектакли в ленинградском МАЛЕГОТе (Баттерфляй, Марфа, Иоланта), в Одессе (Баттерфляй, Татьяна, Марфа), Баку (Маргарита, Татьяна, Марфа), Сталино (ныне Донецк – Татьяна, Иоланта, Марфа), Уфе (Баттерфляй), Свердловске (ныне Екатеринбург – Татьяна). Певица участвовала в записях опер, среди которых «Царская невеста» (партия Марфы, дирижер Л. Штейнберг, 1943 год), «Иван Сусанин» (партия Антониды, дирижер В. Небольсин, 1947 год), «Кармен» (партия Микаэлы, дирижер А. Мелик-Пашаев, 1949 год).

После 1950 года Шпиллер посвящает себя преподавательской деятельности. И дело здесь не в том, что другого пути у большинства пожилых артистов нет. Наталья Дмитриевна с большой любовью относилась к преподаванию вокального мастерства и эта деятельность, казалось, доставляла ей не меньшее удовольствие, чем пение. Так она становится преподавателем музыкального училища им. Гнесиных, а также публикуется в прессе с критическими статьями о проблемах музыки в современном обществе, и перспективах ее развития.

Во всем она проявляла вдумчивое, осознанное и трепетное отношение к культуре вокального исполнения. Можно сказать, что Наталья Дмитриевна была наполнена музыкой, поистине жила ею.

Ее глубокие познания в сочетании с удивительной манерой естественно и просто говорить об очень сложных вещах придавали ей особую прелесть как педагогу. В классе Шпиллер всегда царила дружеская и демократичная обстановка. Внимательной, строгой, но без раздражения критике Наталья Дмитриевна умела придать остроумную и необидную форму ее высказывания. Она призывала студентов присутствовать на занятиях своих товарищей, справедливо считая, что это способствует более эффективному постижению вокального искусства.

Наталья Дмитриевна была невероятно умной женщиной и уже в одном из своих последних интервью в 1991 смело высказала мнение о том, что советская власть, лишившая истиной духовности нацию, едва не уничтожила и вокальные традиции русской школы: «Я поняла, если наше вокальное искусство будет основываться на пионерских маршах, то страна перестанет петь», - сказала она.

Натальи Дмитриевны не стало в 1995 году, а вместе с ней не стало и традиций вокального искусства, который она смогла передать лишь немногим своим ученикам.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ