24 января исполняется 150 лет со дня смерти Гаспаре Спонтини (1774-1851) - выдающегося итальянского оперного композитора. Он родился в городе Майлати (провинция Анкона). Учился в консерватории "Пиета деи Туркини" в Неаполе. Среди его учителей был Н.Пиччинни. В 1796 в Риме состоялась премьера первой оперы композитора "Капризы женщины". В дальнейшем Спонтини создал около 20 опер. Большую часть своей жизни он прожил во Франции (1803-1820 и после 1842) и Германии (1820-1842). Во французский (основной) период жизни и творчества он пишет свои главные сочинения: оперы "Весталка" (1807), "Фердинанд Кортес" (1809) и "Олимпия" (1819). Стиль композитора отличает помпезность, патетика и масштабность, вполне соответствующие духу наполеоновской Франции, где он пользовался огромным успехом (был даже некоторое время придворным композитором императрицы).
Творчеству Спонтини присущи черты переходности от глюковских традиций 18 века к "большой" французской опере 19 века (в лице ее лучших представителей Обера, Мейербера). Искусство Спонтини ценили Вагнер, Берлиоз и другие крупные художники 19 столетия.
В "Весталке", своем лучшем произведении, композитор смог достичь большой выразительности не только в массовых сценах, изобилующих торжественными маршами и героикой, но и в проникновенных лирических сценах. Особенно удалась ему главная роль Юлии (или Джулии). Слава "Весталки" быстро перешла границы Франции. В 1811 она была исполнена в Берлине. В том же году с огромным успехом прошла премьера в Неаполе на итальянском языке (в главной роли Изабелла Кольбран). В 1814 состоялась русская премьера в Петербурге (в главной партии Елизавета Сандунова). В 20 веке в роли Юлии блистали Роза Понсель (1925, "Метрополитен"), Мария Каллас (1957, "Ла Скала"), Лейла Генчер (1969, Палермо) и др. К шедеврам оперной классики принадлежат арии Юлии из 2-го действия Tu che invoco и O Nume tutelar (итальянская версия).
В 1820-1842 годах Спонтини жил в Берлине, где был придворным композитором и главным дирижером Королевской оперы. В этот период в творчестве композитора наступил спад. Ему уже не удалось создать ничего равного своим лучшим произведениям французского периода.