4 февраля исполнилось 75 лет со дня рождения выдающегося финского баса, или, как его иногда называют, «финского Шаляпина» - Мартти Тальвелы (Талвелы). Он, к сожалению, прожил короткую жизнь, скоропостижно скончавшись от инфаркта на свадебных торжествах у своей дочери в возрасте 54 лет, однако успел сделать очень многое для прославления культурных и музыкальных традиций своей родины.
Тальвела родился в финском местечке Хиитола, отошедшем после советской агрессии против Финляндии в 1939-40 гг. (т. н. советско-финская «зимняя» война) к СССР.
В юности увлекался спортом, был мастером-тяжеловесом по боксу (надо отметить необычные физические параметры Тальвелы - рост 201 см., вес 120 кг.). Некоторое время был школьным учителем (1958-60). Однако увлекся пением и поступил в Консерваторию города Лахти. Совершенствовался по классу вокала также в Стокгольме у М.Эманна. В 1960 стал победителем национального вокального конкурса в городе Васа. Свой первый концерт он провел в Хельсинки весной того же года.
Профессиональный оперный дебют певца состоялся в 1960 году в Финской национальной опере в Хельсинки (партия Спарафучиле в «Риголетто»). Осенью 1960 он вновь выступает с концертной программой в Хельсинки в зале Академии Сибелиуса.
В 1961-62 Тальвела был солистом Королевской оперы Стокгольма (дебют в партии Командора в «Дон Жуане»). С 1962 выступал в берлинской Немецкой опере (среди ролей этого периода Сенека в «Коронации Поппеи» Монтеверди, 1963; Зарастро в «Волшебной флейте», 1964 и др.).
Талант молодого певца был замечен Виландом Вагнером и в 1962 его приглашают для участия в Байрейтском фестивале (дебют в партии Титуреля в «Парсифале»). Тальвела регулярно выступал на этом форуме до 1970 года, исполнив еще 5 ролей (Ландграф в «Тангейзере» в 1964-66 гг.; Фазольт в «Золоте Рейна в 1965-66 гг.; Хундинг в «Валькирии» в 1965-66 гг.; Король Марк в «Тристане и Изольде» в 1966, 1968-70 гг.; Даланд в «Летучем голландце» в 1969-70 гг.).
С 1964 Тальвела постоянно выступает в Дюссельдорфе, в том же году поет в Риме партию Короля Марка в «Тристане и Изольде», в 1965 дебютирует Венской опере (Генрих в «Лоэнгрине») и Ла Скала (среди партий - Генрих, 1967; Великий инквизитор в «Дон Карлосе» под управлением К.Аббадо, 1968; и др.). В 1967 Тальвела впервые в своей карьере исполнил в Дюссельдорфе заглавную партию в «Борисе Годунове». Эта роль стала в последствии одной из триумфальных в его послужном списке. В 1971 он поет ее в Берлине и Мюнхене. Его мастерство в этой партии была отмечено русской музыкальной критикой и профессиональными певцами (весьма высоко, например, отозвался о его трактовке образа Бориса наш выдающийся бас Иван Петров).
В 1968 состоялся дебют певца в США, сначала в рецитале (Нью-Йорк), затем в «Реквиеме» Верди (Кливленд). В том же году он впервые выходит на сцену Метрополитен (дебют в партии Великого инквизитора). В 1969 исполняет здесь партию Хундинга. В том же году поет Даланда в Чикаго. После некоторого перерыва возвращается в Метрополитен в 1974, чтобы с блеском выступить в роли Бориса Годунова в авторской редакции оперы. В 1976 он участвует в первой студийной записи объединенной авторской редакции (1869-72 гг.), осуществленной польским дирижером Ежи Семковым (с участием Николая Гедды в партии Самозванца). Тальвела, таким образом, стал первым иностранным певцом - исполнителем авторской версии «Бориса Годунова».
Среди других партий, спетых артистом в Метрополитен, также Отец-настоятель в «Силе судьбы» Верди (1977), Кецал в «Проданной невесте» Сметаны (1978), Зарастро (1981), Осмин в «Похищении из сераля» Моцарта (1982), Король Марк (1984) и, наконец, Досифей в «Хованщине» (1985). В 1988 этой партией он завершил свою карьеру на главной сцене США.
С 1968 Тальвела неоднократно участвует в Зальцбургских фестивалях (среди партий Командор, 1968; Зарастро, 1978, 1984; Осмин, 1980-81 и др.).
В 1970 Тальвела покоряет еще одну оперную «вершину» – лондонский Ковент-Гарден (дебют в партии Хундинга). В 1972 он поет здесь Досифея, в 1973 Гурнеманца в «Парсифале». С 1973 артист выступает также в Сан-Франциско (дебют в роли Бориса Годунова), в том же году он исполняет здесь партию Филиппа II в «Дон Карлосе», в 1975 Фиеско в опере «Симон Бокканегра» Верди и в 1979 Отца-настоятеля.
С 1974 Тальвела является солистом Финской национальной оперы. Одновременно выступает в парижской Гранд-Опера, где в 1977 вновь с огромным успехом исполняет партию Бориса.
В 1977 Тальвела гастролирует в СССР (Москва и Ленинград), где поет Бориса Годунова и Филиппа II в «Дон Карлосе» (за год до этого в 1976 он участвует в гала-концерте в Москве, посвященном 200-летнему юбилею Большого театра). Его творческие связи с Россией укрепляются дружбой с Евгением Нестеренко.
В 80-е гг. карьера артиста успешно продолжается. Это касается, прежде всего, театра Метрополитен и Зальцбургского фестиваля. Среди других выступлений можно отметить участие в «Реквиеме» Верди в Барселоне (1984), партию Короля Марка в Лос-Анджелесе (1987) и др.
Важнейшим делом жизни певца стало художественное руководство Савонлиннским фестивалем (1972-79), который во многом благодаря его усилиям повысил свою международную популярность. Тальвеле удалось организовать здесь ряд постановок высокого уровня, в т. ч. таких, как «Борис Годунов», «Волшебная флейта» (1973, режиссер А.Эвердинг), «Дон Карлос» (1979) и др. Для постановки «Дон Карлоса» он привлек выдающегося русского режиссера Георгия Товстоногова. Во многих постановках фестиваля Тальвела участвовал и как исполнитель. Некоторые спектакли форума, как например, неоднократно возобновляемая «Волшебная флейта», стали знаковыми.
В 1989 певца назначают руководителем Финской национальной оперы. Он должен был вступить в должность в 1992 году. Этому помешала внезапная смерть.
Весьма внушителен список оперных записей Тальвелы. 7 записей он сделал с Караяном, однако затем между ними произошла размолвка, и сотрудничество прервалось.
Среди лучших и наиболее значимых студийных записей партии Пимена в «Борисе Годунове» (Dec., дирижер Караян), Осмина (Dec., дирижер Г.Шолти), Зарастро (Dec., дирижер Шолти), Бориса Годунова (EMI, дирижер Семков), Спарафучиле (Dec., дирижер Р. Бонинг), Даланда (EMI, дирижер О.Клемперер). Среди живых записей (live) выделяются «Парсифаль» с Байрейтского фестиваля (1962, Ph., партия Титуреля, дирижер Х.Кнаппертсбуш), «Тристан и Изольда» с Байрейтского фестиваля (1966, DG, партия Короля Марка, дирижер К.Бём) и др.
Тальвела обладал голосом большой музыкальной и драматической выразительной силы, его выступления всегда отличались страстностью и большим накалом, а также тембровой пластичностью, мастерской нюансировкой, что для басов большая редкость.
На фото:
Мартти Тальвела