Исполнилось 80 лет со дня рождения Ренаты Тебальди. Мы посвящаем этой дате нашу сегодняшнюю публикацию о творчестве замечательной итальянской певицы.
История мирового вокала богата превосходными голосами. О большинстве из них мы можем судить лишь по воспоминаниям восхищенных современников, ибо технические средства минувших эпох были не способны запечатлеть для потомков образцы исполнительского искусства. Певцам же ХХ века повезло несказанно больше - их достижения сохранила для нас грамзапись.
Среди этого великолепия, безусловно, совершенно особое место принадлежит одному голосу, который без какой бы то ни было доли сомнения можно отнести к вокальному идеалу: насколько безупречен он с технической точки зрения, настолько выразителен в эмоциональном плане. Трудно писать о таком феномене, слова бессильны передать всю его красоту и совершенство, хочется просто слушать и слушать, погружаясь в этот волшебный мир неземной гармонии. Однако сегодня есть прекрасный повод поговорить о владелице этого божественного дара, щедро делившейся им со своими слушателями - великая Рената Тебальди празднует свое 80-летие!
Одна из самых выдающихся певиц ХХ века родилась 1 февраля 1922 года в Пезаро, в городе гениального Россини, чье имя, впрочем, не стало путеводной звездой в ее карьере. Незадолго до появления на свет маленькой Ренаты ее родители расстались, что наложило отпечаток на характер и судьбу будущей дивы: она была очень привязана к своей матери Джузеппине, будучи уже знаменитой певицей не предпринимала ни одного гастрольного турне и не подписывала ни одного контракта без ее участия. Смерть сеньоры Тебальди в 1957 году стала огромным ударом для оперной знаменитости. Такое отношение к матери объясняется и еще одной причиной: с трех лет девочка была больна полиомиелитом, долгие годы привязана к постели, и только самоотверженные усилия Джузеппины Тебальди вернули ребенка к нормальной жизни.
Свое музыкальное образование Тебальди начала в десятилетнем возрасте, обучаясь игре на фортепиано частным образом с одним из педагогов Пармской консерватории. Вскоре, однако, обнаружилось, что ее пианистические способности весьма скромны. Но что действительно было у юной Ренаты - так это голос. "В то время я и не собиралась учиться пению, но, занимаясь на рояле, очень любила напевать. Мой педагог заметила это. Не сказав мне ни слова, она договорилась о прослушивании в Пармской консерватории". Сказавшись восемнадцатилетней, в то время как ей было только шестнадцать, Тебальди спела монолог Чио-Чио-сан и была принята на вокальное отделение в класс к педагогу Д.Кампогальяни. Через два года случай свел Тебальди с прославленной в прошлом певицей Кармен Мелис: та была частой гостьей в одном из пезарских кафе, владельцем которого был Валентино Тебальди, дядя Ренаты. Он то и упросил бывшую примадонну прослушать его талантливую племянницу. Мелис нашла манеру пения юной Тебальди ужасающей, однако природная красота тембра приятно удивила привередливую экс-диву и она согласилась давать уроки молодой певице. Когда через месяц Тебальди вернулась в Парму, вся консерватория заговорила о ее преображении: результат занятий с Мелис был так впечатляющ, что никто не мог узнать в этом новом голосе прежнюю студентку. Рената занималась с Мелис еще несколько лет, после чего та устроила ей профессиональный дебют в оперном театре города Ровиго - Тебальди спела там партию Елены в опере Бойто "Мефистофель" под управлением Джузеппе дель Кампо. Эту небольшую, но эффектную роль Рената разучила со своим педагогом всего за десять дней, причем Мелис подготовила ее не только в вокальном плане, но и изрядно поработав над драматическим образом. Дебют прошел с колоссальным успехом, однако раздираемая войной Италия совершенно не имела возможности уделять внимание своим молодым певцам: два года Тебальди перебивалась случайными выступлениями во второразрядных итальянских театрах.
1946-й год круто изменил ее жизнь. Спектакль "Отелло" в Триесте, где молодая певица выступала в паре со знаменитым Франческо Мерли, стал настоящей сенсацией, возвестив всей Италии - на горизонте появился новый прекрасный голос. "Немедленно все самые лучшие театры открыли передо мной свои двери, и я с удивлением обнаружила, что все жертвы моей матери оказались не напрасны. До конца моей карьеры Дездемона осталась моей самой любимой героиней, жертвой любви и зависти, которые не признают никаких законов".
Мир узнал об "ангельском голосе" 11 мая 1946 года благодаря Артуро Тосканини: великий маэстро дирижировал торжественным концертом на открытии восстановленного после войны театра "Ла Скала", в котором Тебальди исполнила отрывки из оперы Россини "Моисей" и Реквиема Верди. Именно Тосканини, прослушав несколько десятков претендентов, выбрал двадцатичетырехлетнюю певицу представлять искусство новой Италии и не ошибся: выступление дебютантки произвело эффект разорвавшейся бомбы, публика просто обезумела, аплодируя новой звезде и это при том, что в том концерте участвовали лучшие певцы Италии тех лет - Мафальда Фаверо, Мариано Стабиле, Танкреди Пазеро…
Карьеру Тебальди условно можно разделить на три периода. Первый - со времени ее профессионального дебюта в 1944 году и до ее появления в "Метрополитен" в 1955. Тебальди поет преимущественно в крупнейших театрах Италии - "Ла Скала", "Сан-Карло", Римской опере, флорентийском "Коммунале". В это время певица исполняла самый разнообразный репертуар - от Генделя и Моцарта до Верди, Вагнера и Пуччини. Ее колоратуры в "Осаде Коринфа" Россини, исполненные легко и непринужденно, сегодня немало удивляют тех, кто знаком с манерой ее пения более позднего периода. В тот период критики называли ее голос "чудом", особенно поражаясь тому, как сочетаются в нем драматическая сила и лирическая выразительность. Во второй период - с 1955 по 1963 годы - она выступала главным образом в США, в "Метрополитен" и Лирической опере в Чикаго, сосредоточившись на партиях, требовавших уверенного владения верхним регистром - Виолетта, Графиня Альмавива, Эльза в "Лоэнгрине". Именно на этот период приходится расцвет творческой деятельности певицы. Триумфы следуют один за другим. Помимо США она поет в Лондоне, Вене, Париже, Берлине, Южной Америке, часто выступает с сольными концертами. В 1963 году Тебальди покидает сцену на один сезон с тем, чтобы, пересмотрев свою вокальную технику, вернуться с голосом, полным темных, трагических красок, подарившем ей феноменальный успех в одной из лучших ее ролей - Джоконде из одноименной оперы Понкьелли. С середины 1960-х годов размах ее артистической деятельности ослабевает, она реже выступает в опере, хотя много записывается на пластинки. Ее последние выступления на оперной сцене состоялись в 1973 - с немалым успехом Тебальди пела тогда Алису в "Фальстафе" и Дездемону в "Отелло". В последующие три года певица объездила с концертами весь мир (в том числе побывала в 1975 году единственный раз в СССР, проведя триумфальные выступления в Москве, Ленинграде и Киеве), после чего, как написал в своих воспоминаниях Георг Шолти, "нашла в себе мужество и мудрость уйти вовремя, оставив публику полной воспоминаний о прекраснейшем голосе столетия". Это не совсем так, поскольку, начиная с 1970 года она уже испытывала некоторые вокальные проблемы. Однако мощь и красота ее голоса и на излете карьеры мало кого могли оставить равнодушным.
У каждого поколения свои примадонны, поэтому почитатели таланта той или иной дивы всегда сетуют на упадок вокальной техники, с ностальгией вспоминая золотые дни славного прошлого. Рената Тебальди в 1950-60-е годы возродила в своем искусстве итальянскую школу пения 1920-30-х годов, тот вокальный стиль, который мы можем слышать в записях звезд довоенной поры - Клаудии Муцио, Джины Чиньи и Марии Канильи. Ее голос принадлежит к тому типу, который сегодня весьма трудно сыскать: чистейшее и грациозное лирическое сопрано с нижним регистром контральтового окраса, сверкающими, ясными и свободными верхами и исполинской силой звучания. Его звуки - яркие, полнокровные, искрящиеся, льются с поразительной легкостью и свободой. Красота ее тембра настолько абсолютна, что кажется, что одного этого было бы достаточно для того, чтоб войти в историю мировой оперы навсегда. Однако Тебальди и безукоризненный мастер вокала, ее техника позволяет петь с удивительной ровностью звуковедения, необыкновенной пластичностью, бесподобным разнообразием нюансов.
Репертуар певицы насчитывает около полусотни центральных партий преимущественно в операх итальянских композиторов XIX - начала XX веков. Как уже упоминалось, в начале своей карьеры Тебальди пела и музыку XVIII века, и романтическую оперу бельканто, и опусы Вагнера, но позже практически полностью сосредоточилась на операх Верди и веристов. Именно в этих произведениях наиболее полно раскрылся ее музыкально-драматический талант, и трактовка ею таких партий как Аида, Виолетта, Дездемона, Леонора в "Силе судьбы", Тоска, Мими, Мадлен в "Андре Шенье", Адриенна Лекуврер стали исключительными событиями в мире музыки. В звездный период своей карьеры редким исключением было исполнение певицей неитальянских партий, и тем приятнее, что именно тогда была спета единственная русская партия ее репертуара - Татьяна в "Евгении Онегине" Чайковского.
Практически весь свой оперный репертуар Рената Тебальди записала на грампластинки. На сцене она пела с выдающимися тенорами своего времени - Бергонци, ди Стефано, дель Монако, Корелли, Такером, Краусом и только что начинавшим карьеру Доминго, но в студии наиболее частым ее партнером был Марио дель Монако. Однако вряд ли его можно назвать идеальным тенором для Тебальди: его аффектированная манера пения производит на слушателя неизгладимое впечатление, но совершенно не дает по достоинству оценить ювелирную нюансировку его партнерши.
Сама певица не раз говорила, что Пуччини является ее любимым композитором, она оставила немало записей его опер (среди них и те, которые никогда не исполняла на сцене): "Богему", "Тоску", "Мадам Баттерфляй", "Турандот" (партия Лиу), "Манон Леско", "Девушку с Запада" и три центральных сопрановых партии в "Триптихе". Наиболее удачной она считает свою запись "Мадам Баттерфляй" с Карло Бергонци, но многие специалисты особенно выделяют "Сестру Анджелику", где наиболее ярко проявился драматический талант певицы.
Среди ее многочисленных вердиевских записей лучшими бесспорно являются Аида и Дездемона в "Отелло". Аиду певица записывала неоднократно, но классической по праву считается версия, сделанная под управлением Герберта фон Караяна. Тебальди жаловалась, что в студии Караян был настоящим деспотом, заставляя ее по двадцать раз пропевать одни и те же пассажи, однако такое усердие не пропало даром, и мир получил одну из совершеннейших интерпретаций бессмертного творения Верди. С Караяном же Тебальди сделала и "Отелло", запись которого, несмотря на появившиеся позже не менее выдающиеся исполнения, является грандиозным достижением и дирижера, и певицы, и ее партнера Марио дель Монако.
Рената Тебальди вошла в историю мировой оперы прежде всего как выдающаяся вокалистка, певица с удивительно красивым, горячим и проникновенным голосом, высокой вокальной культурой. Как певица она имела не много равных себе не только в Италии, но и во всем мире. Спектакли и концерты с ее участием практически с самого начала ее артистической деятельности становились большими художественными событиями, ее дискографическое наследие пользуется огромной популярностью и в наши дни, спустя четверть века после окончания ее творческой карьеры, являя собой совершенные образцы оперного искусства.