Певец Брин Терфел “есть” Фальстаф. Не только потому, что блестяще интерпретировал этот персонаж под управлением Клаудио Аббадо на недавно вышедшем диске. Он настоящий Фальстаф. Достаточно взглянуть на него: христианин из Уэльса двухметрового роста и весом более ста килограммов (сам он определяет свои размеры так: 6,3 фута и 17 камней), свежее лицо, рыжие растрепанные волосы, немножко сумасшедшая улыбка, напоминающая улыбку пьяницы. Именно таким Брин Терфел запечатлен на обложке своего последнего диска, выпущенного фирмой Grammophone и на афишах спектаклей в театрах Вены, Лондона, Берлина и Чикаго.
Ныне, в 36 лет*, вместе с маленькой группой сорокалетних, в которую входят Чечилия Бартоли, Анжела Георгиу и Роберто Аланья, он считается звездой оперы. Терфел совсем не похож на звезду, он скорее напоминает игрока в регби (“центровой в третьей линии, майка под номером восемь”, - уточняет певец с улыбкой). Однако его репертуар баса-баритона один из самых рафинированных: от романтических Lied до Рихарда Штрауса, от Прокофьева до Легара, от Моцарта до Верди.
И подумать только, что до 16 лет он едва говорил по-английски. В уэльских школах преподается родной язык, и английский проникает в умы и уши только через телевизионные программы. Но юношеские годы Терфела, даже в сравнении с биографиями многих его коллег, кажутся прошедшими в стиле “naif”. Он появляется на свет в крошечной деревушке, состоящей всего из восьми домов и церкви. На заре помогает отцу отводить на выгон коров и овец. Музыка входит в его жизнь по вечерам, когда жители восьми домов собираются, чтобы поболтать. В пятилетнем возрасте Брин начинает петь в хоре родной деревни вместе с отцом-басом и матерью-сопрано, учительницей в школе для детей-инвалидов. Потом приходит время местных конкурсов, и он показывает себя молодцом. Те, кто его слышат, убеждают отца отправить его в Лондон, учиться в престижной Гилдхоллской школе музыки. Великий дирижер Джордж Шолти слышит его во время одной телевизионной передачи, и приглашает на прослушивание. Полностью удовлетворенный, Шолти предлагает Терфелу небольшую роль в моцартовской Свадьбе Фигаро (именно на постановке этой оперы молодой певец знакомится с Ферруччо Фурланетто, с которым его по сей день связывает большая дружба и который заражает его страстью к спортивным машинам и вину Фраголино).
Публика и дирижеры начинают все больше ценить Терфела, и, наконец, приходит время для сенсационного дебюта: в роли Иоканаана в Саломее Рихарда Штрауса, на Зальцбургском фестивале в 1992-ом году. С того момента самые престижные дирижерские палочки мира, от Аббадо до Мути, от Ливайна до Гардинера, приглашают его петь с ними в лучших театрах. Несмотря ни на что, Терфел остается нетипичным персонажем. Его крестьянская простота - самая яркая его черта. В турне за ним следуют группы настоящих друзей-поколонников. На одну из последних премьер в Ла Скала они прибыли в количестве более или менее семидесяти человек. Ложи Ла Скала украсились бело-красными знаменами с изображением красного уэльского льва. Поклонники Терфела напоминали hooligan, агрессивных спортивных болельщиков. Они навели страх на традиционно строгую публику Ла Скала, которая решила, что речь идет о политической манифестации Лиги - партии, которая борется за отделение Севера Италии от ее Юга (впрочем, Терфел не скрывает обожания, которое он испытывает по отношению к двум великим футболистам прошлого и настоящего: Джорджу Бесту и Райану Гиггсу, естественно, уроженцам Уэльса).
Брин ест макароны и пиццу, любит Элвиса Пресли и Фрэнка Синатру, поп-звезду Тома Джонса, с которым он пел дуэтом. Молодой баритон относится к категории музыкантов “cross over”, которая не проводит границы между классической и легкой музыкой. Его мечта - организовать в Уэльсе музыкальное мероприятие с участием Лучано Паваротти, Ширли Бассет и Тома Джонса.
Среди дел, которыми Брин не может пренебречь, - членство в живописном клубе бардов в его деревне. Он попал туда “за заслуги”. Глубокой ночью члены клуба одеваются в длинные белые наряды и на заре идут разговаривать с менхирами, огромными вертикальными камнями, оставшимися от преисторических цивилизаций.
Риккардо Ленци
(Журнал L’Espresso, 2001 г.)
Перевод с итальянского Ирины Сорокиной.
* Брин Терфел родился в 1965 году. Дебютировал в Кардиффе 1990 году (Гульельмо в «Так поступают все» Моцарта). Выступает на ведущих сценах мира (прим. ред.).