"Вокальные возможности Урманы поразительны. Ее диапазон - особенно в верхнем регистре - очень широк. В данном случае мы имеем дело не просто с меццо или сопрано, а с выдающимся талантом и голосом необычайной красоты и возможностей, как в верхнем, так и в нижнем регистрах" - так сказал о литовской певице Виолете Урмане Риккардо Мути. Наш сегодняшний материал о ней. Но сначала немного предыстории.
После публикации материала о Вальтрауд Майер в редакцию пришло любопытное письмо из Литвы. Его автор, Аудроне Некрошене, отметила, что после того, как в 2000 году произошел разрыв отношений между администрацией Байрейтского фестиваля и немецкой певицей и последняя перестала выступать в вагнеровской "Мекке", фестиваль "ничего не потерял". Эстафету Майер подхватила литовская певица Виолета Урмана.
И до того не без успеха выступавшая на этой сцене, она стала отныне в Байрейте ведущей вагнеровской певицей.
Надо признать, что, несмотря на некоторую пафосность такого утверждения корреспондентки из Литвы, оно имеет под собой определенную почву. Конечно, уход Майер откуда-то ни было - всегда потеря, но Урмана действительно является превосходной певицей и в последние годы вполне оправдывает мнение все того же Риккардо Мути, цитируемое нашей литовской читательницей: "Прекраснейшее меццо в мире"!
В нашем журнале имя Урманы уже появлялось в ряде рецензий на спектакли (см. ниже редакционную справку). Мы решили, что появился хороший повод поговорить о литовской диве подробнее.
Предлагаем два материала о певице. Один из них опубликован в 2001 году Литве, и размещен по адресу www.lithuanianmusic.lt/urman.htm. Его автором является уже упоминавшаяся нами Аудроне Некрошене.
Другой представляет собой интервью с Урманой, появившееся в одном из шведских музыкальных журналов также в 2001 году. Это интервью было связано с дебютом певицы в роли Зиглинды на Байрейтском фестивале, но, по сути, дает некоторое представление и о художественных вкусах литовской певицы. Нам беседа показалась не лишенной интереса, несмотря на то, что со времени ее публикации прошло уже около двух лет. Мы перепечатываем это интервью в сокращенном изложении, а затем познакомим читателей с некоторыми фактами творческой биографии артистки.
... Я родилась и выросла в маленьком литовском городке. Мама пела и играла на гитаре, отец - на аккордеоне. Оперу и оперетту к нам в город привозили, но я тогда этим не интересовалась. Только в 16 лет, уже учась на фортепианном отделении Вильнюсской консерватории, я вдруг "заболела" Каллас. Слушала оперы с ее участием, прочитала о ней все, что только могла найти в библиотеке. Потом были Сазерленд и другие оперы с "дивами", но сама пением я занялась уже позже, через семь лет, когда закончила учебу.
О Ваших учителях. В Вильнюсе Вы занимались у профессора Микстаите , но Вашим главным педагогом стал Йозеф Лойбль из Мюнхена?..
Да, он готовил со мной все партии от первого до последнего звука.
Это он научил меня петь так, как я пою сейчас. С Астрид Варни* я
учила Вальтрауту, несколько арий Верди, например, Леди Макбет.
Вокальные краски, способы интерпретации образов, вопросы формы -
занятия с ней мне очень много дали, она объясняла мне "Кольцо",
много помогала в работе над ролью Кундри… Но после окончания
занятий в Оперной студии в Мюнхене в 1993 году с Варни я больше не
работала. Жаль, конечно. Я хотела обратиться к ней перед Зиглиндой,
но, к сожалению, так и не нашлось времени. Но, вообще, честно
говоря, мне не хочется учить новые роли с какой-то крупной певицей,
есть опасность, что получится "Кундри - А.Варни" или "Кундри -
К.Людвиг". Конечно, у них многому можно научиться, но я хочу сама
"открывать" для себя эти роли, "искать" для них голос, думать, как
надо это сделать. Лойбль помогает мне на старте, а потом я уже
продолжаю поиск самостоятельно. При хорошей технике можно донести
до слушателя гораздо больше, чем написано в партитуре. Правда, у
Вагнера там и так уже все есть, ничего "вытягивать" не надо.
Какая разница между исполнением партий итальянского и немецкого репертуара, например, Верди и Вагнера?
В сопрановых партиях у Вагнера не так много высоких звуков, как у
Верди и других итальянцев. Это было бы и невозможно, потому что у
Вагнера все тяжелее, оркестр плотнее. "Бесконечная мелодия"
исполняется всеми инструментами и голос - один из них. Там
требуется огромное физическое напряжение, часто просто никакой
передышки (у Кундри еще кое-где случается). Когда поешь Зиглинду,
то все должно быть в полную силу на протяжении всей линии, а у
Верди по-другому, можно иногда и передохнуть. "Ля" второй октавы у
Вагнера - совсем не то "ля", что у Верди, где его и не замечаешь.
Как вы готовитесь к сценическому воплощению новой роли, к примеру, в сцене Зиглинды во втором акте (когда она, терзаемая видениями теряет сознание - прим. ред.) - как здесь найти необходимые средства выразительности, так сказать, "войти" в ту сложную ситуацию, в которую она попадает?
Я особенно не анализирую. Всегда иду от музыки и текста к ней.
Бывает ведь так - произносимый текст несет в себе нечто иное, а
подтекст - в оркестре. Настроение, атмосфера - все в музыке и не
надо тут ничего особенно придумывать. Надо рабски подчиняться,
погружаться в музыку. Все сочинено композитором, следует только это
выполнять и надеяться, что указания режиссера помогут еще лучше
выразить замысел автора. В данной постановке это, по-моему, удается
(имеется ввиду байрейтский спектакль 2001 года - прим. ред.). В
других, где режиссерской поддержки нет, призываешь на помощь
музыкальность - вслушиваешься в гармонии и находишь верные
ощущения, но это работает только тогда, когда справляешься с
партией технически…
У Вас есть любимый режиссер?
Да, мне нравится один "скандальный" режиссер - Ханс Нойенфельс. С
ним мы делали "Трубадура" в Берлине, на мой взгляд это просто самый
лучший "Трубадур". Постановка провоцирующая, многоплановая,
поэтичная. Нойенфельс - очень интересный человек, начитанный,
образованный. И он не мешает певцам.
Мне жаль, что очень быстро исчез из репертуара "Пророк" в Вене. Это
было что-то потрясающее. На премьере пела Агнес Бальтса, я была в
третьем составе. Это моя лучшая роль (Фидес - прим. ред.). В каком
театре меня бы теперь не спрашивали, что я хочу петь, сразу отвечаю
- "Пророка". А никто не берется.
Вы окончательно переходите в сопрано или планируете в будущем выступать и как сопрано, и как меццо?
Сопрано я уже однажды была, еще в годы учебы в Вильнюсе. А сейчас
больше не хочу быть меццо, голос мой не хочет. Разумеется, я помню
о том, как публика в таких случаях обычно реагирует: "Ну вот, опять
меццо захотелось стать сопрано. Ничего хорошего из этого, как
правило, не получается". С точки зрения техники никаких проблем я
не ощущаю. Мне легче петь в более высокой тесситуре и Зиглинда мне
"удобнее", чем Кундри. Партия Кундри местами даже выше, но высокие
звуки там появляются "вдруг", в целом же она гораздо ниже…
В один из концертов в Литве включила в программу целый ряд арий "не
моего" профиля - из "Тоски", "Баттерфляй", "Литовцев" Понкьелли.
Пела Амелию ("Бал-маскарад"). Дездемону… Я просто больше и больше
замечаю, что именно эти "линии" как нельзя лучше подходят моему
голосу. В партиях меццо часто требуется "реветь", красивого вокала
меньше. Несколько красивых фраз есть у Эболи, а у сопран они все
красивые! Я уже перестала петь Вальтрауту, надоело еще в прошлом
году, это было просто мучение. Синополи требовал, чтобы все было
исполнено хорошо, а мне не нравилось подолгу сидеть "в низах",
радовалась каждой более или менее высокой фразе - там голос прямо
расцветал. Так зачем же мне такие страдания? И Азучену после Ла
Скала я уже не пою, осталась только Эболи. Об Амнерис и думать
нечего - слишком тяжела, в среднем регистре требуется такая сила и
глубина… Мне нравится Аида…
Какие сопрановые партии вы планируете спеть в будущем? Не пугает ли конкуренция? Ведь между сопрано она сильнее, чем между меццо…
Нет, хороших сопрано ведь не так уж много. Если есть уверенность в
себе, чего же бояться? А впереди - Леди Макбет. Возможно, буду петь
в Литве Дездемону (пусть даже только в концертном варианте).
Хотелось бы попробовать Амелию, Изольду (сначала в концерте, а
потом, может, и сценически). Есть предложения петь и в "Тоске", и в
"Силе судьбы" - только бы бы времени хватило…
Есть роли "пограничные" между меццо и сопрано, например, Ортруд или Венера…
Это не для меня, они скучные. К тому же партия Венеры короткая… Не
хочу сказать, что это совсем неинтересно, но все же я бы предпочла
петь, к примеру, Эльзу и Елизавету в "Тангейзере". Вопрос только в
том, у кого хватит смелости поручить мне ту же Елизавету. А я их
уже давно в концерте исполняла.
Какие у Вас впечатления о работе в Байрейте в сравнении с Мет и Ла Скала? Ощутим ли кризис в руководстве?
Там работается очень спокойно, и это несмотря на то, что репетиций
также мало, как и везде, а надо успевать сделать целое "Кольцо".
Между самыми первыми репетициями и моим дебютом в роли Зиглинды в
течение двух недель я на сцене не репетировала вообще. На
генеральной ужасно волновалась, не было уверенности, что готова. Но
все равно там благоприятная рабочая обстановка, все очень хорошо
организованно.
Обо всем, что связано с Вольфгангом Вагнером и его преемниками я
как-то не задумываюсь (речь идет о скандальной ситуации со
смещением В.Вагнера со своего поста, которую мы освещали в
материале о Байрейтском фестивале, опубликованном в Последних
новостях 6 июня 2001 года - прим. ред.). Там есть свои сложности,
но какое это имеет отношение ко мне? Пусть этим пресса занимается.
Я рада, что он всегда там, он истинный хозяин в доме и к тому же
вылитый Рихард Вагнер.
Если попытаться сравнить искусство великих исполнителей прошлой эпохи и нашего времени, к примеру, Ф. Барбьери и Дж. Симионато с Вами и О.Бородиной: разные эпохи или разные личности?
Различия тут в первую очередь в вокальных стилях. Ольга Бородина -
русская и поет в специфическом стиле русской школы, я его не люблю.
Вообще я всегда слушала преимущественно сопран - Тебальди,
Сазерленд, Зинка Миланова, Траубель. Меццо - реже, только когда
училась. Слушала Ф.Барбьери, К.Людвиг, а Симионато мне никогда не
нравилась. Конечно, стиль исполнения раньше был другой , лично мне
импонирует нечто среднее между Траубель и Милановой, и еще очень
люблю Тебальди.
Я не чувствую себя типичной меццо. Например, я никогда не пела
Ульрику в "Бале-маскараде", мои партии всегда повыше. У выдающихся
певиц прошлого я многому учусь, но в первую очередь - это
стремлению петь хорошо, уважению к качественному вокалу -
достаточно посмотреть на Кабалье в Оранже ( "Норма"), где она стоит
" на семи ветрах", предельно собранна и поет как богиня. А сегодня
часто требуется стоять на голове и при этом еще и петь (певица
озвучивает, что при этом получается). Вот здесь ошибка многих
певцов - не буду называть имен - утеряно представление о том, что
значит хорошо петь.
Оригинальных голосов сейчас меньше, чем раньше?
Голос каждого певца единственный в своем роде и индивидуальность
появится обязательно, если долго и правильно учиться. А в процессе
поисков этого уникального, "зерна", надо освобождать голос от
врожденных дефектов, преодолевать неверные представления о вокале.
Есть глубоко индивидуальные голоса, но иногда приходится слышать
некие странные способы звукоизвлечения (Урмана издает несколько
шипящих звуков), определяемые как сексуальные и т.п. голоса. Это
плохой вокал и ничего более, а публику это сбивает с толку,
становится непонятно, хорошо это поют или плохо…
Беседовал Йоран Гадеман
Журнал "Musik Dramatik", 2001 г.
Перевод со шведского М.Дёминой
Астрид Варни (1918-2006) - выдающаяся американская певица, родом из Швеции (ее фамилию также переводят как Варнай - прим. ред.). Обладала универсальным диапазоном (как и Урмана), позволявшим петь как партии меццо, так и сопрановый репертуар. Выступала с 1937 года в Америке под псевдонимом Мелани. В 1941 дебютировала в Мет в партии Зиглинды, заменив заболевшую Лотте Леман. Неоднократно выступала в Байрейте. Среди партий Кундри, Изольда, Леди Макбет, Саломея, Электра, Сантуцца и др. Выступала на оперной сцене до 1995 г.
В своих мемуарах, опубликованных в 1997 году, Варни упоминает об Урмане весьма в лестных выражениях и отмечает: "И как приятно сознавать - я слышала ее одной из первых!".
Уроженка Литвы Виолета Урмана сначала получила музыкальное образование как пианистка и лишь позднее (после окончания консерватории) стала регулярно заниматься вокалом. В 1991 году Виолета послала анкету и кассету с записью своего голоса в Германию и получила приглашение от профессора Й.Лойбля приехать в Мюнхен, чтобы поступать в Aufbaustudium. Как сказано в одной из биографических справок (возможно, со слов самой певицы), она "появилась в Мюнхене с пятьюдесятью долларами в кармане". За годы учебы (1991-93) Урмана успела стать лауреатом конкурсов "Бельведер" в Вене и Франсиско Виньяса в Барселоне (первая премия на конкурсе 1993 года). В 1993 году состоялся ее дебют в опере Санкт-Галлена в партии Лауры ("Джоконда"). Уже в 1994 певица поет в Байрейте (партия 2-й Норны) и в том же году 23 декабря дебютирует на сцене Ла Скала в "Валькирии" под управлением Р.Мути (партия Фрики), достойно выдержав сравнение с Марьяной Липовшек, певшей в первых спектаклях этой постановки.
В 1996 году Урмана впервые выходит на сцену Венской оперы (Эболи). Свою коронную партию Кундри она впервые исполняет в 1997 году в Амстердаме. С этой же партией связаны и другие важные вехи в ее карьере. В 1999 году она первый раз поет ее в Байрейте, а в 29 марта 2001 года ею же дебютирует в Метрополитен. В том же году Урмана исполнила в Байрейте роль Зиглинды.
Среди премьер 2003 года можно отметить "Фаворитку" в Вене (17 февраля), в постановке Джона Дью, под управлением Фабио Луизи. Партнерами Урманы в этом спектакле стали Джузеппе Саббатини и Карлос Альварес. Рецензию на эту постановку мы публикуем сегодня в "Теме недели".
В нашем журнале имя Урманы уже неоднократно появлялось и ранее. См. в Архиве новостей рецензии на "Трубадур" в Ла Скала (статья от 19.01.2001), на спектакль Венской оперы "Парсифаль", где она пела вместе с П.Доминго (статья от 12.04.2002). И, наконец, в этом году на открытии очередного сезона в Ла Скала Урмана выступила в заглавной партии в "Ифигении в Авлиде" (статья от 10.01.2003).
На фото:
Виолета Урмана.
В.Урмана - Кундри. Байрейт. 2001 г.