Сегодня мы начинаем публикацию серии репортажей с петербургского фестиваля "Звезды белых ночей". Читайте наш первый материал - о гала-концерте звезд оперной сцены и оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева, состоявшегося в субботу 16 июня на дворцовой площади северной столицы. В следующем репортаже, который будет опубликован 26 июня, - рецензия на премьеру "Валькирии" Рихарда Вагнера с участием Пласидо Доминго. Для освещения этого архиважного события Вашему покорному слуге, главному редактору интернет-журнала, пришлось на один день покинуть белокаменную и отправиться в Петербург.
Субботним вечером на Дворцовой силами оркестра Мариинки и оперных звезд был дан гала-концерт.
Погода была ветреная, но приманкой для многих зрителей служило имя Пласидо Доминго - подлинной "звезды" международного класса. К ночи (концерт начался где-то после десяти вечера) ветер усилился, похолодало. До выхода Доминго оркестр активно "разогревал" публику, которая, впрочем, не столько внимала звукам музыки, сколько активно обсуждала вопрос: выйдет ли Доминго (у которого во вторник - премьера "Валькирии"), петь в такой ветер и холод? На площади стоял гомон; да и немудрено: скверно выставленный баланс групп оркестра, доносимый зрителю через пару башнеподобных акустических колонок, даже вполне безобидный Марш из оперы Прокофьева "Любовь к трём апельсинам" превратил едва ли не в какофонию. А те, кто ещё помнит первомайские демонстрации с выкрикиванием бесконечных "Да здравствует!..", легко представят, как многократно отражённые от стен Главного штаба и Зимнего фразы певцов мешались со следующими, образуя некую акустическую кашу. Режиссёры, впрочем, без устали работали за пультами: и, когда надо было подчеркнуть звучание скрипок, над площадью победно гремели литавры и тромбоны; вместо деревянных духовых вдруг "вылезали" оглушительно воющие виолончели… Понятно, конечно, что опыта "площадных" исполнений классики, да и необходимой для этого техники у нас нет, но… Но зато у нас есть пиво, которое буквально текло рекой. Возвращавшиеся со стадиона фанаты "Зенита", увидев взмывшую над площадью гигантскую надувную пивную бочку с логотипом "Балтика", радостно устремились пить пиво. Подстраиваясь под невнятно звучавший оркестр, они внятно пели: "Зенит" - чемпион!", и вообще, были очень довольны. Кстати, пивоваренный гигант "Балтика" вручил этим вечером артистам свои премии. Первая премия досталась солисту Мариинки Сергею Алексашкину, Гран-При - альтисту Юрию Башмету; премий были также удостоены Ульяна Лопаткина и (заочно) артисты балета Мариинки, находящиеся сейчас на гастролях в Лондоне.
Как бы то ни было, Доминго не обманул ожиданий и выступил во всём своём блеске, невзирая на неблагоприятные метеоусловия. Хотя и для него микрофон был настроен таким образом, что у александрийского столпа уже ничего не было слышно. Кроме того, звёздному тенору, без сомнения, помог опыт многочисленных выступлений на стадионах - которого явно не хватает пока Ольге Бородиной, "киксанувшей" несколько раз на вполне, казалось бы, безобидных нотах. Пласидо же был великолепен, и даже наградил поклонников исполнением ариозо Германа на русском языке. Большая часть VIP-кресел, билеты на которые (по цене в 1000 руб.) свободно предлагались в кассе театра еще за несколько часов до начала концерта, осталась пустой. Может, и к лучшему: во время исполнения "Картинок с выставки" совершенно неожиданно у эстрады вдруг начали взрываться петарды и шутихи. Похоже, были использованы китайские фейерверки с вышедшим сроком годности: от клубов едкого дыма, мгновенно скрывшего оркестровый подиум, принялись чихать и кашлять даже те счастливцы, что стояли вплотную у металлических ограждений. Так что сказать, что концерт стал "праздником музыки", было бы сильным преувеличением. А ведь мы имеем и положительный опыт! Вспоминается гала-концерт, который как-то проводил в Филармонии Юрий Темирканов. Концерт шёл в Большом зале, но сотни зрителей, не доставших билета, могли слушать Йо-Йо-Ма, божественную Джесси Норман и других звёзд прямо на площади Искусств, куда (очень качественно!) был выведен звук и вывешен огромнейший телемонитор. А в финале, когда исполнялась увертюра "1812 год", "заговорили" предусмотренные композитором в партитуре пушки, стоявшие на площади. Вот это был праздник! А на сей раз мы скорее стали свидетелями очередной попытки приобщения к мировому опыту. И, согласно бессмертному афоризму Черномырдина, хотели, как лучше, а вышло - как всегда.