23 декабря исполнилось 100 лет со дня мировой премьеры оперы Э. Вольфа-Феррари «Ожерелье мадонны». В связи с этим мы решили опубликовать статью о творчестве этого композитора из словаря Е. Цодокова.
Итальянский композитор. Сын немецкого художника А.Вольфа и итальянки Э.Феррари. Полученное при рождении имя Герман впоследствии сменил на итальянизированное. Родился в Венеции, но большую часть жизни (особенно после 1909) прожил в Германии и Швейцарии, часто возвращаясь в родной город. Собирался, как и отец, стать художником, однако увлекся Вагнером и посвятил свою карьеру музыке. В 1892-95 учился в Мюнхенской академии музыки, которую не окончил. Затем вернулся в Италию. Руководил немецким хоровым обществом в Милане (1897-1900), был руководителем Музыкального лицея в Венеции.
Творчество Вольфа-Феррари вполне самобытно и органично, хотя и отмечено некоторой печатью вторичности, влиянием Вагнера и веризма 1. К удивительным свойствам его музыкального стиля можно отнести, если так можно выразиться, иллюзию «неузнаваемой узнаваемости». Подчас, кажется, что эту музыку где-то слышал, но на самом деле, она оригинальна, лишена прямого цитатничества и обладает цельностью. Композитор оставался верен принципам мелодизма и классическим формам. К лучшим чертам его таланта относятся также превосходное драматургическое чутье и изобретательность в индивидуализированной обрисовке музыкальных характеров. Среди многочисленных сочинений Вольфа-Феррари (вокального, ораториального, камерно-инструментального и др. жанров) важнейшее место занимает опера. Всего он написал 15 опер (одна незавершенна), из которых 13 воплощены на сцене. Большую их часть составляют комедийные произведения в венецианском духе, следующие традициям итальянской оперы-буффа, а также веселой драмы. Литературной основой многих опер являются комедии Гольдони.
Сценический дебют композитора состоялся в 1900 году в Венеции («Золушка», либретто М.Пецце-Пасколлато по сказке Ш.Перро). Это произведение не получило признания на родине, однако пользовалось некоторым, хотя и кратковременным, успехом в Германии. Первой удачей после провала «Золушки» и так и не исполненных двух незрелых опусов раннего периода (1896-97) стала опера «Любопытные женщины» (1903, Мюнхен, итальянское либретто Л.Сугана в немецком переводе, по одноименной комедии Гольдони). Этим сочинением открывается т. н. мюнхенский период творчества композитора. Две следующие оперы, ставшие лучшими в его творчестве, также поставлены в Мюнхене (обе под управлением Мотля). Это блестящая комедия Четыре самодура (1906, либретто Л.Сугана и Д.Пиццолато по комедии Гольдони, см. подробнее об этой опере в энциклопедическом словаре «Опера») и изящная одноактная интермедия «Секрет Сюзанны» (1909, на немецком языке по итальянскому либретто Э.Голишани), созданная в духе старинного итальянского интермеццо, которое разыгрывают сопрано и баритон при участии немого слуги. Забавный сюжет о ревнивом муже, который подозревает жену Бог знает в чем, особенно ощущая иногда в доме запах табака, разрешается счастливо – молодая супруга скрывала от него всего-навсего свое собственное пристрастие к курению. Учитывая, что действие происходит в начале 20 века, такая коллизия не может показаться надуманной. Блестящая популярная увертюра, многократно исполнявшаяся как концертная пьеса (существуют записи Тосканини, Де Сабата, Марринера и др.), очаровательная ария героини («O giola, la nube leggiere») и, вообще, музыкальное единство партитуры – таковы художественные достоинства этого сочинения.
После ряда комических опер Вольф-Феррари обращается к трагической мелодраме в духе веризма и создает оперу «Ожерелье мадонны» на собственный сюжет, основанный на реальных событиях (1911, Берлин, итальянское либретто Э.Голишани и К.Зангарини в немецком переводе Х.Либштёкля). В этом произведении, насыщенном «жестокими» страстями, очевидны определенные стилистические параллели с Леонкавалло (в т. ч. схожие с Паяцами история возникновения либретто и трагический финал с гибелью главных героев) и Масканьи (подробнее о содержании оперы см.: «Оперный словарь» А.Гозенпуда). Впечатляет задушевное оркестровое интермеццо из этого опуса.
Спустя два года композитор возвращается к комическому жанру и пишет оперу «Любовь-целительница» по мотивам одноименной комедии-балета Мольера (1913, Дрезден, либретто Э.Голишани). В дальнейшем своем творчестве композитор продолжал, в основном, развивать комедийную тему. Среди лучших сочинений зрелого и позднего периода творчества оперы «Слай» (1927, Милан, Ла Скала, либретто Д.Форцано по свободно интерпретированному прологу к комедии Шекспира «Укрощение строптивой»), «Хитрая вдова» (1931, Рим, либретто М.Гизальберти по одноименной комедии Гольдони) и «Перекресток» (1936, Милан, Ла Скала, либретто его же по одноименной комедии Гольдони). Завершилось оперное творчество Вольфа-Феррари малозначительным произведением «Фиванская кукушка» (1943, Ганновер, либретто Л.Андерсена и М.Гизальберти). Композитор также создал новую редакцию оперы Моцарта Идоменей (1931, Мюнхен, дирижер Кнаппертсбуш).
Сценическая история лучших опер Вольфа-Феррари достаточно успешна. Они ставились (особенно часто до войны) в лучших оперных театрах мира. Так, например, «Любопытные женщины» в 1912 были поставлены в Метрополитен со звездным составом (дирижер Тосканини, солисты Фаррар, Ядловкер, Скотти, Дидур), а в 1913 увидели свет в Ла Скала. Среди постановок последних лет спектакли в Палермо (1988) и на Мюнхенском фестивале (1990). Очень популярны «Четыре самодура» (о постановках оперы см. подробнее в вышеуказанной статье). Исполняется также и «Секрет Сюзанны». В 1910 она была поставлена в Цюрихе, в 1911 в Римской опере и Ковент-Гардене (с Липковской в заглавной роли под управлением К.Кампанини), в 1912 в Метрополитен (с Фаррар и Скотти под управлением Д.Полакко), в 1914 в парижском Театре Елисейских полей (в заглавной роли М.Тейт). В середине века отметим спектакли в Сан-Франциско (1933), Ла Скала (сезон 1951/52, в заглавной партии Е.Аризменди), Овьедо (1955), В наши дни ее исполняли в Монте-Карло (1991, в заглавной партии Риччарелли), в Триесте (1994), на фестивале в Бакстоне (1997), в Цюрихе (2006) и др.
Не менее удачна и судьба «Ожерелья мадонны», которой в эти дни исполнилось 100 лет. На следующий год после немецкой премьеры опера была поставлена на итальянском языке в Чикаго и Ковент-Гардене (1912), а в 1913 в Генуе и парижской Гранд-опера (все – национальные премьеры). Выдающийся успех сопутствовал спектаклю Метрополитен 1925 года (дирижер Папи, солисты Ерица, Мартинелли). В 1923 опера вновь ставилась в Чикаго (шла на этой сцене в дальнейшем регулярно), в 1925 в Филадельфии, в 1926 в Ковент-Гардене, (здесь в главной роли Малиэллы блистали Ерица и К.Мелис, партию Дженнаро исполнял Мерли), в 1934 в Монте-Карло. Среди более поздних постановок отметим блестящий спектакль в Риме (1953, К.Петрелла и Пранделли в главных партиях), постановку на Уэксфордском фестивале 1981 года. В 2010 эту оперу исполнил нью-йоркский оперный «Театр-небоскрёб» (Teatro Grattaciello).*
Опера «Слай» (в русской традиции – «Хитрец») после успешной мировой премьеры в Ла Скала с Пертиле в заглавной партии, была вскоре поставлена на немецком языке в Дрездене (1928), Неаполе (1929), Вене (1934) и др. В числе лучших постановок последних лет спектакли в Цюрихе (1998, солисты Каррерас, Десси, Понс) и Метрополитен (2002, солисты Доминго, Гулегина, Понс). Исполняются, в том числе в наши дни, и другие сочинения композитора («Любовь-целительница», «Перекресток»). В опере «Хитрая вдова» на сцене театра в Ницце (2007) главную партию Розауры пела Лукьянец.
В России сочинения Вольфа-Феррари также хорошо известны. Начиная с 1928 неоднократно ставились «Четыре самодура» (впервые в Свердловске под управлением И.Палицына, в 1933 в Большом театре под управлением Небольсина, в последний раз в 2003 в Камерном музыкальном театре Б.Покровского). Опера «Секрет Сюзанны» впервые на русской сцене была поставлена в Риге (сезон 1010/11 гг.), затем шла в Мариинском театре (1914, в постановке Мейерхольда, с Липковской в заглавной роли) и Екатеринбурге (1918). «Ожерелье мадонны» (под названием «Драгоценности мадонны») впервые в России было исполнено силами итальянской труппы в Одессе (1913), затем уже в советское время в Харькове (1925) и Свердловске (1927).**
Скончался композитор в 1948 году в своем родном городе.
* Teatro Grattaciello – уникальный музыкальный коллектив (основан в 1994 году), специализирующийся на концертных исполнениях редких итальянских опер конца 19 – первой трети 20 вв., преимущественно веристского направления. Почетным директором театра является дочь композитора Дзандонаи. Первой постановкой театра стала в 1997 опера Монтемецци «Любовь трёх королей». В последующие годы публике были представлены опусы «Ирис» Масканьи, «Арлезианка» Чилеа, «Рыцари Экебу» Дзандонаи, «Воскресение» Альфано, «Валли» Каталани, «Гульельмо Ратклифф» («Вильям Ратклиф») Масканьи, «Заза» Леонкавалло, «Оракул» Леони, «Маленький Марат» Масканьи, «Король» Джордано и ряд др.
** В Свердловске партию главной героини Малиэллы блистательно исполняла яркая певица персидско-татарского происхождения Фатьма Мухтарова, одна из лучших Кармен своего времени, до революции выступавшая в Опере Зимина вместе с Шаляпиным, Собиновым и др. В советское время пела на многих оперных сценах, в т. ч. в Тбилиси и Баку.
1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.