Выдающийся итальянский дирижер и музыковед, прославленный знаток и интерпретатор творчества Россини Альберто Дзедда продирижирует «Севильским цирюльником» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко 4 и 6 ноября. Такой приятный сюрприз ожидает российскую публику в ближайшее время. В преддверии этого замечательного события мы хотим сказать несколько слов о его творческом пути.
Альберто Дзедда родился в 1928 году в Милане. Здесь же учился, в том числе у выдающихся дирижеров А. Вотто и К. М. Джулини. Дебютировал в родном городе в 1956 году в опере «Севильский цирюльник». Преподавал в Цинциннати. В 1961-63 дирижировал в берлинской Немецкой опере, в 1967-69 в Городской опере Нью-Йорка.
Главным делом его жизни стал Россиниевский фестиваль в Пезаро, художественным руководителем которого он стал со дня его основания в 1980 году (дебют в 1-м сезоне в опере «Счастливый обман»). В сезоне 1981 года последовала «Сорока-воровка», в 1982 году – «Стабат матер». Подробный перечень всех постановок маэстро можно найти на сайте фестиваля.
В сферу художественных интересов маэстро входил не только Россини. Он исполнил также большинство опер Беллини, ряд опусов Доницетти и др.
Много лет Дзедда также был музыкальным руководителем Festival della Valle d’Itria в Мартина Франка. Среди его постановок на этом форуме «Фра-Дьяволо» Обера (1981), «Севильский цирюльник» (1982), «Марта» Флотова (1983), «Аделаида Бургундская» Россини (1984), «Пуритане» (1985), «Семирамида» (1986), «Пират» (1987) и т. д.
В сезоне 1992/93 гг. маэстро работал художественным руководителем Ла Скала.
Неоднократно участвовал дирижер и в постановках основанного в 1989 году в Германии фестиваля «Россини в Бад Вильдбаде» (с 2001 этот форум позиционирует себя как фестиваль оперы бельканто). Здесь наряду с Россини исполняются другие сочинения той эпохи, в т. ч. малоизвестные. В последние годы Дзедда исполнял на фестивале оперы «Золушка» (2004), «Счастливый обман» (2005), «Дева озера» (2006), «Итальянка в Алжире» (2008) и др.
География выступлений Дзедды велика. В 1975 он дебютировал в «Ковент-Гардене» («Севильский цирюльник»), дирижировал на многих итальянских сценах. Среди его работ «Лючия ди Ламмермур» (1964, Пьяченца, в главных партиях В. Дзеани и А. Краус), «Пуритане» (1988, Болонья), «Беатриче ди Тенда» (1975, дебют в этой партии одной из лучших ее исполнительниц – М. Николеско), «Семирамида» (1982, Турин), «Сомнамбула» (1999, Лукка, с П. Чьофи) и др.
Можно отметить также постановку «Итальянки в Алжире» на фестивале в Ла Корунья 2002 года (солисты Э. Подлесь, Р. Блейк, И. Абдразаков, Р. Фронтали и др.). Велики заслуги Дзедды также и перед немецкой оперной сценой. Он дирижировал в Штутгарте (1987, «Анна Болейн»), Франкфурте (1989, «Моисей»), Дюссельдорфе (1990, «Дева озера»), Берлине (2003, «Семирамида») и др. В 2000 году Дзедда стал почетным президентом немецкого Россиниевского общества.
Среди городов, где маэстро неоднократно выступал, также бельгийский Льеж, испанская столица Мадрид. В 1988 в Мадриде он дирижировал «Эрмионой» Россини (спектакль транслировался по телевидению).
Дирижер много и плодотворно работал и как музыковед-исследователь. В 1969 он подготовил научное академическое издание «Севильского цирюльника» (Милан, издательство «Рикорди»). Им подготовлены также издания опер «Сорока-воровка» (Пезаро, 1979), «Золушка» (1998, там же), «Семирамида» (2001, там же). Значительную роль сыграл маэстро и в публикации Полного собрания сочинений Россини, став его соредактором.
До нынешнего визита в Москву Дзедда уже бывал в России. В 1993 году он исполнил в Петербурге на сцене Мариинского театра «Золушку. В 2010 году в Москве в БЗК с РНО под его управлением прозвучала «Итальянка в Алжире».
Среди многочисленных записей дирижера большинство «живых». В числе лучших студийных работ Дзедды: «Беатриче ди Тенда» (1986, Sony, солисты М. Николеско, В. Ла Скола, П. Каппуччилли), «Танкред» (1994, Naxos, солисты Э. Подлесь, С. Ольсен, С. Йо, П. Спаньоли).