Фальстаф на «Фольксвагене», кролик-секретарь, игрушечные домики и волшебный лес

«Виндзорские проказницы» в венской «Фольксопер»

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

В подарок венским любителям музыки к Рождеству и Новому Году венская «Фольксопер» представила премьеру «Виндзорских проказниц» Отто Николаи – краеугольный камень немецкого комического репертуара, некогда оперу сверхпопулярную, а ныне сохранившую популярность в странах немецкого языка, в других же порядочно забытую и редко появляющуюся на афише, где конкуренцию ей составляет написанный на тот же шекспировский сюжет вердиевский «Фальстаф».

Родом из Кенигсберга, Николаи прожил всего тридцать девять лет, проведенных между Берлином и Веной, со «стажировкой» в Риме. В числе его заслуг не только создание прелестных «Виндзорских проказниц», но и основание Венского Филармонического оркестра. Постановка лучшего творения немецкого композитора появляется на сцене Фольксопер в год двухсотлетия со дня рождения его автора. Шедевр Николаи принадлежит к эпохе позднего бидермейера, его первому появлению на берлинской сцене 9 марта 1849 года предшествовали революционные бои года 1848.

Немецкий режиссер Альфред Кирхнер ставит спектакль очень теплый и очень забавный, с фантазией у него нет никаких проблем! Но «Виндзорские проказницы» в «Фольксопер» начинаются со сценографии Кристиана Флорена - верного союзника режиссера, сделанную в том же симпатичном и живом духе. Густой и таинственно сверкающий волшебный лес предстает взору зрителей по открытии занавеса, именно оттуда появляется Фальстаф на микроавтобусе «Фольксваген», не ведая еще, что именно этот лес станет местом шутки, что подстроят ему жители Виндзора. Кумушки проживают в домиках, кажущимися сделанными из марципана, домики вполовину меньше натуральной величины, и дамы с легкостью катают их по сцене. Впрочем, внутреннего пространства домиков вполне достаточно, чтобы запрятать туда жирного Фальстафа, переодетого в приличную пожилую даму в наряде в горошек и черных чулках. Фентон, идеальный возлюбленный, мечта юной Анны, представлен в виде летчика, его машина, напоминающая кукурузник, раскрашена в императорские цвета, белый и красный...

Кирхнер осовременивает оперу Николаи, перенеся действие в конец 60-х годов ХХ века. Много, много находок рассыпано по ходу действия оперы, и все они остроумны, и все к месту. Начнем с увертюры (отлично звучит оркестр под управлением Саши Гецеля): под ее звуки Фальстаф колесит по лесу на своем автобусике, встречает кролика, забавное пушистое существо, и, ни много ни мало, превращает его в своего секретаря: на старой пишущей машинке, извлеченной жирным ловеласом из брюха «Фольксвагена», быстрыми лапками кролик печатает два абсолютно одинаковых письма, адресованных госпожам Флют и Райх (в самом конце немой и ловкий «ассистент», Фальстафа, большой любитель морковки сбросит шкурку и окажется премилой девушкой – артисткой балета). «Марципановые» домики кумушек на поверку оказываются опасными ловушками и в то же время убежищем для необъятного Фальстафа: секунду назад его запрятали в домик, а при попытке ревнивого Флюта обнаружить его там никого не оказывается! Подлинно волшебна финальная сцена в Виндзорском парке: всем находится работа, артистам хора, балета и миманса, наказать Фальстафа за его проделки приходят персонажи, имеющие непосредственное отношение к этой истории, а также весьма строгие и элегантные феи в прическах немыслимой высоты, и немыслимых размеров дамы почтенного возраста, одетые в прозрачные неглиже и черные чулки с подвязками! Заключительный хоровод вовлекает всех в неудержимый веселый вихрь...

Виндзорские проказницы в венской Фольксопер   Виндзорские проказницы в венской Фольксопер

В опере Николаи на сцене «Фольксопер» задействован очень хорошо подготовленный и прекрасно соответствующий персонажам ансамбль певцов. Что сказать о Андреасе Дауме в главной роли? Он не играет Фальстафа, он есть Фальстаф, самодовольный и жирный, барственный и элегантный, бессовестный и трогательный. Как охарактеризовать его вокал и актерскую игру? Они великолепны.

Американское сопрано Дженнифер О’Логлин, очаровательная пышечка-блондинка, не может не покорить в роли «главной» кумушки, госпожи Флют: ей удается схватить самую суть роли и предстать в подлинном великолепии женственности, нежности, лукавства, сообразительности! Это прекрасная актриса и превосходная певица, с голосом светлым, не слишком индивидуального тембра и не слишком большого объема, но владеющая пленительной кантиленой, тонким ощущением стиля и скульптурным словом. Вторая «кумушка», госпожа Райх в исполнении Мартины Микелич, составляет разительный контраст округлым формам, светлым кудряшкам и ангельскому голоску госпожи Флют – О’Логлин; это очень высокая и сухая дама, впрочем, недурная собой, с голосом низким и «серьезным», и поет она, как если бы в ее горло вставили трубку. Контраст между кумушками живой и в высшей степени комический!

Не подводят и их супруги, господа Флют и Райх в исполнении Даниэля Шмуцхарда и Штефана Черни, отлично натренированных певцов и актеров, чувствующих себя на сцене, как рыба в воде. Шмуцхард в роли безумного ревнивца Флюта особенно комичен, а уж появляясь у Фальстафа под вымышленным именем господина Баха, заставляет просто умирать со смеху, ибо этот Бах волею постановщика загримирован под Иоганна Себастьяна Баха, носит на голове парик середины восемнадцатого века, да еще таскает за собой миниатюрный концертный рояль.

Хороша и трогательна молодая влюбленная пара, Анна Райх – Аня Нина Барман и Фентон – Юно Ю, блеснувшие прекрасным вокалом в длинных и трудных ариях, доставляют большое удовольствие неудачливые женихи Анны, Шперлих – Пауль Швайнэстер и доктор Кайюс – Дьюла Орендт.

На первом представлении за неделю до Рождества в адрес режиссера выражали некоторое недовольство, слышались даже свистки. Несправедливо! Спектакль сделан с любовью, романтичен, имеет аромат невинности и доброты, не говоря уже о фантазии, а, главное сыгран и спет очень профессиональными и в большей части очаровательными артистами под руководством молодого дирижера Саши Гецеля, представшим просто идеальным интерпретатором этой партитуры: ее сладкая нежность и драматизм, острота и разнообразие оттенков сияют во всем блеске, не говоря уже о безупречной слаженности ансамбля, которой ему удалось добиться. Так что в добрый путь, «Виндзорские проказницы!» Автор надеется, что они долго будут радовать венцев и гостей пленительной австрийской столицы.

Но фото:
сцены из спектакля

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ