«Кащей» для детей

«Кащей» для детей
Оперный обозреватель

Симфоническая капелла России поду управлением Валерия Полянского продолжает дарить столичным меломанам свои оперные программы. В этом сезоне их не мало – как, впрочем, все последние годы. Осенью в исполнении солистов, хора и оркестра капеллы мы слушали оперы «Набукко» Дж. Верди и «Ночь перед Рождеством» Н. А. Римского-Корсакова, в апреле – июне ожидаются обращения капеллы к таким произведениям, как «Воевода» и «Иоланта» П. И. Чайковского, «Дон Карлос» Дж. Верди и «Тамерлан» А. В. Чайковского. Полянский упорно идет путем создания в Москве своей «концертной оперы», предлагая слушателям, и популярное, и малознакомое – и за эту просветительскую миссию мы ему все благодарны.

27 марта 2011 года, в Международный день театра, в Московском доме музыки в исполнении капеллы прозвучала опера по нынешним временам раритетная, каковую встретить в сценическом воплощении сегодня почти невозможно. Речь идет об «осенней сказочке» (такой подзаголовок произведению дан самим композитором) Н. А. Римского-Корсакова «Кащей бессмертный». В сценическом варианте «Кащей» в последний раз был поставлен в Москве в 2002 году в «Геликон-опере» (режиссер – Дмитрий Бертман; спектакль приурочен к 100-летию мировой премьеры в Мамонтовской опере), вообще же самая последняя по времени постановка случилась в 2008 году, в Минске, в Большом театре оперы и балета Белоруссии: она была посвящена 100-летию со дня смерти автора.

Капелла Полянского не первый раз обращается к маленькому шедевру самого плодовитого из кучкистов. В прошлом году, в московской усадьбе Измайлово, в рамках теперь уже ежегодного фестиваля «Империя оперы» она прозвучала с участием Н. Дорожкина, Т. Моногаровой, П. Баранского, Е. Манистиной и М. Гужова, за пультом стоял сам маэстро Полянский. А в 2002 году капелла также давала концертный вариант этой оперы на сцене столичного Зала имени Чайковского: дирижировал Геннадий Рождественский, пели В. Кудряшов, И. Самойлова, А. Григорьев, И. Долженко и П. Кудинов. И вот – новая попытка интерпретации.

Опера, как и предыдущее обращение капеллы к творчеству Римского-Корсакова («Ночь перед Рождеством» в декабре прошлого года), давалась в рамках абонемента для детей и юношества. Поэтому концертное исполнение, формат которого все-таки слишком строг, академичен, если не сказать, суховат для детского восприятия, сопровождалось видеорядом, проецируемым на две большие панели Светлановского зала: в его основу были положены кадры из старых советских рисованных мультфильмов середины прошлого века. Это оживление привносило немалый динамизм исполнению и повышало интерес аудитории. В то же время качество и композиция самих видеопроекций не всегда были удачными, в частности, задействованы были фрагменты мультфильмов, хорошо известных детской аудитории и никак не связанных с историей «Кащея» (например, «Аргонавты» - за Кащеевну выдавалась царевна Медея), что производило на детей и подростков до определенной степени курьезное впечатление.

Эта маленькая опера Римского-Корсакова – весьма непростое произведение во всех отношениях. Творчество композитора часто сравнивают с вагнеровским, особенно упирая на параллелизм «Китеж» - «Парсифаль». И хотя этот миф уже давно развенчан отечественным музыковедением, бытует он среди меломанов и до сих пор. Не являясь вовсе его приверженцем, все-таки осмелюсь заметить, что если уж и говорить о параллелях творческих методов Римского-Корсакова и Вагнера, то именно в «Кащее» они проявляются явственнее всего. Для оперного творчества русского композитора всегда был характерен примат вокального начала перед инструментальным, хотя сам по себе оркестр у Римского-Корсакова всегда богат и разнообразен. Представляется, что именно в «Кащее» Корсаков дальше всего уходит от этого своего принципа: опера чрезвычайно симфонизирована. Оркестр не просто богат и разнообразен, а чересчур сложен, экспрессивен, полон терпких, даже едких гармоний, вокальные строки вплетены в общую ткань, где доминируют именно оркестровые изыски. Петь такую музыку совсем непросто: надо обладать ярким, сфокусированным голосом, отменным звуковым посылом, идеальной дикцией. Последнего на описываемом концертном исполнении не хватало в особенности, и титры бы здесь совсем были не лишними, облегчили понимание текста аудиторией, подавляющее большинство которой слышат это произведение впервые.

Из певцов лидировали дамы. Брутальной и зловещей сделала свою Кащеевну маститая солистка Большого театра Ирина Долженко, не забыв и поворожить своим медовым почти контральто там, где это необходимо. Порадовала звонким, ясным, светлым звуком геликоновка Елена Семенова – ее Царевна получилась очень мягкой и женственной (совсем не в традициях геликоновской постановки девятилетней давности: у Бертмана Царевна – капризная стерва). Характерный (порой до визгливости) тенор Александра Захарова весьма удачен для партии омерзительно-отталкивающего повелителя тёмного царства: Кащей у певца получился на славу. Не так шикарно обстояло дело с низкими мужскими голосами. Геликоновец Сергей Топтыгин, обладатель достаточно крупного голоса, тем не менее, весьма скромно прозвучал в партии Бури-богатыря – чтобы пробить действительно «бурную», «стихийную» оркестровку Римского-Корсакова, характеризующую этого персонажа, необходимо, видимо, вокальное умение экстра-класса. Габтовец Михаил Дьяков обладает приятным лирическим баритоном, но мужественности и яркости в его пении не хватало – образ вышел весьма бледным и клишированным.

Произведение, в котором столь сильно симфоническое начало – раздолье для дирижера. Валерий Полянский вообще отлично чувствует стиль Римского-Корсакова, о чем мне уже приходилось писать, но в «Кащее» он превзошел сам себя, подавая очень выпукло, почти зримо все красоты партитуры, оркестр звучал слаженно, точно, упруго. Но подать также выгодно вокалистов Полянскому на этот раз все-таки не удалось: вокальные партии (не у всех певцов, но у многих) тонули в толще оркестровой звучности, не просто вплетаясь в нее, а почти в ней растворяясь. Этого было немножко жаль – все-таки это опера!

На фото:
Валерий Полянский

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ