Звёзды оперы: Даниэла Десси

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

Заместитель главного редактора нашего журнала А. Матусевич 7 октября побывал на концерте звездной супружеской пары Ф. Армилиато и Д. Десси. Итальянский корреспондент OperaNews.Ru И. Сорокина прислала нам интересный материал об этих певцах. Сегодня первый из них — о Десси.

На сегодняшний день Даниэла Десси (ударение на последнем слоге) – одна из самых активных, востребованных и высоко оцениваемых лирико-драматических сопрано. Певица из Генуи родилась в музыкальной семье: ее дедушка был страстным поклонником Беньямино Джильи, а ее мать и тетка профессионально учились пению. Но судьба распорядилась таким образом, что только Даниэле было суждено покорить вершины.

В два года она приводила в отчаяние мать, распевая «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный» из «Свадьбы Фигаро». В девять лет хотела стать певицей, и в пятнадцать поступила в Пармскую консерваторию. У Даниэлы два диплома – певицы и пианистки, она совершенствовала мастерство в престижной Академии Киджи в Сиене.

Дебют Десси состоялся в 1978-ом году. Она начинала как лирическое сопрано, пела много музыки Моцарта и других мастеров восемнадцатого века. Ее Графиня в «Свадьбе Фигаро», Донна Эльвира в «Дон Жуане», Вителлия в «Милосердии Тита» остаются незабываемыми. Москвичи имели счастье слышать ее в партии Фьордилиджи в «Cosi fan tutte» в 1989-ом году во время гастролей Ла Скала и не столь давно в роли Тоски с коллективом Римской Оперы. Своего Моцарта она делала с самыми выдающимися дирижерами нашего времени, среди них Риккардо Мути и Зубин Мета.

Даниэла много пела и в операх Россини, а вообще она своеобразная чемпионка по количеству исполненных названий: более шестидесяти опер в репертуаре, от Монтеверди до Прокофьева. Оперы Верди, естественно, играют важную роль в ее карьере, она выступает в ролях Дездемоны в «Отелло» (в котором ее партнером часто был Пласидо Доминго), Амелии в «Симоне Бокканегре», Елены в «Сицилийской вечерне», Аиды, Елизаветы в «Дон Карлосе» (именно она была Елизаветой в том спектакле Ла Скала в 1993-его году, где Лучано Паваротти впервые издал ужасного «петуха»).

Ее вылазки в область веристского репертуара начались только после того, как она спела поистине огромное количество разной музыки и когда почувствовала, что ее лирическое сопрано достаточно окрепло, чтобы перейти в категорию лирико-драматических. В роли Недды в «Паяцах» состоялся в 1992-ом году ее американский дебют. Поначалу некоторые критики сочли, что партии типа Недды вредят ее голосу. Но Десси была уверена в правильности и своевременности сделанного шага. Вот уже более десятилетия ее творческие интересы сосредоточены преимущественно на ролях Манон Леско, Тоски, Мадам Баттерфляй, Минни, в «Девушке с Запада», Маддалены в «Андре Шенье»,Федоры, Сантуццы, Адриенны Лекуврер в опере Чилеа, Франчески да Римини в опере Дзандонаи. Именно в этих ролях к ней пришла слава, и все театры мира стоят в очереди, желая ее заполучить. В то же время Десси не оставляет вердиевский репертуар, постоянно выступая в партиях Леоноры в «Силе судьбы», Елизаветы в «Дон Карлосе», Аиды, в Реквиеме, и даже поет Эльвиру в «Эрнани» и Леонору в «Трубадуре».

Десси принадлежит к категории умных, интеллектуальных певиц. Ее достаточно большой голос, быть может, не отличается неповторимой красотой. Но это здоровый голос, не потускневший за долгие годы активной «эксплуатации». Это неисправимая трудяга, которая, достигнув мирового признания, еще не так давно думала о дебютах: о партиях Нормы и Джульетты в «Джульетте и Ромео» Дзандонаи. В «Норме» она впервые выступила в Болонье в минувшем году. Но самая яркая черта личности Даниэлы Десси – ее артистический талант. Это шикарная женщина, не красавица, а именно шикарная женщина, ha classe, говорят ее соотечественники. Трудно буквально перевести на русский, может быть, «у нее высокий класс». Высокий класс личности, актерского таланта, владения голосом и особенно искусством выразительной декламации. Это Протей в юбке: в 2002-ом году она (редчайший случай в оперной практике!) выступила во всех трех женских ролях пуччиниевского «Триптиха», представ Жоржеттой, сестрой Анжеликой и Лауреттой. В 2005-oм году сразила публику драматической силой и глубиной интерпетации роли Минни в «Девушке с Запада», держа публику в постине безумном напряжении в сцене игры в карты с шерифом, и не побоявшись появиться в заключительном акте в довольно рискованном костюме: красных штанах, красных высоких сапогах, красном плаще и лисьей шапке с хвостом, весьма напоминающей нашу отечественную зимнюю моду.

В последние годы Десси связала свою личную и творческую жизнь с тенором Фабио Армилиато. Они почти всегда выступают вместе – Дон Карлос и Елизавета, Аида и Радамес, Манон и Де Грие, Тоска и Каварадосси, Минни и Джонсон, Франческа и Паоло... По поводу этого творческого союза раздается немало критических голосов – личность Десси ярче, чем личность ее партнера, и качество ее голоса выше. Десси обвиняют в том, что она буквально “заставляет” импресарио “взять” в спектакли с ее участие Армилиато. Но никто не отрицает, что в их случае речь идет о настоящей любви. У Даниэлы дочь, а у Фабио сын от предыдущих союзов, они воспитывают детей вместе. На что-нибудь другое, кроме оперы, времени остается мало. Например, Даниэла любит кино, но жалуется, что Фабио никогда не водит ее туда. Сам же Фабио известен страстью к информатике. Как почти все ее сотечественники и соотечественницы, Даниэла любит и умеет вкусно готовить.

А еще Даниэле Десси, невзирая на все лавры, которыми она увенчана: Премия Джованни Дзенателло – Арена ди Верона, Премия Джордано – муниципалитет Бавено, Премия Пуччини – муниципалитет Торре дель Лаго, Премия Чилеа – город Реджо Калабрия, Премия «Золотые Лилии» - муниципалитет Реканати, Премия Лигурия – город Генуя, Премия Эстер Маццолени – город Палермо – совершенно не свойственно задирать нос и провозглашать себя дивой. Для нее дива – та, что является ею, но не знает об этом. Словом, яркая личность.

В заключение автор не откажет себе в удовольствии поведать о скандале, который разгорелся 16 декабря и “ареной” для которого послужила Римская Опера. 18 декабря Десси по приглашению известного дирижера Джанлуиджи Джельметти должна была начать свои выступления в «Травиате». До этого она пела Виолетту в Токио, и римский спектакль должен был стать ее европейским дебютом. В дело вмешался 87-летний режиссер Франко Дзеффирелли: он оскорбил певицу, заявив, что “она не соответствует этой роли, видя ее вокальную форму” и, кроме того, ”слишком зрелая для персонажа юной Виолетты и имеет мужа, который заботится о ней”. Результатом этого весьма неприятного инцидента явилось снятие Десси с роли Виолетты (похоже, автоматически отменилось и ее участие в «Фальстафе» в январе). Джельметти заявил, что Десси “в превосходной вокальной форме”. Сама певица (которая предпочла не присутствовать на пресс-конференции, во время которой “взорвалась бомба”) парировала: “ Мой рост 170 сантиметров, вес 65 килограммов, я ношу 44-ый размер. В первый раз за всю мою карьеру я вынуждена обнародовать мои размеры”. На место Десси заступят Мирто Папатанасиу, Чинция Форте и Мина Ямазаки. Соответственно, Фабио Армилиато не будет петь партию Альфреда, и его заменят Стефанн Поп, Роберто Де Бьязио и Антонио Гандиа. Десси заявила о намерении возбудить судебное дело против Дзеффирелли. Во второй половине дня Дзеффирелли несколько остыл и, из опасений ввязаться в разборки, сказал, что на столько резкие высказывания его спровоцировали. Воистину, на родине оперы не дадут заскучать: в ситуациях, которые так и просятся в “комедии по-итальянски”, нет недостатка. То Берлускони швырнут в лицо миланским собором в миниатюре, то выскажутся насчет гамбургской «Травиаты» в стиле “путаны и голубые” (все тот же Дзеффирелли), то вынудят серьезную певицу поведать о своих размерах…

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ