Беки (Bechi) Джино (1913—1993)

Евгений Цодоков
Главный редактор

Джино Беки — 100 лет

Публикацией словарной статьи Е.Цодокова о Джино Беки наш журнал отмечает 100-летний юбилей со дня рождения выдающегося итальянского певца.

БЕКИ (Bechi) Джино (1913—1993). Итальянский певец (баритон). Родился 16 октября 1913 года во Флоренции. Учился в местной консерватории у Рауля Фрацци и Де Джорджи. Дебютировал в 1936 в городском театре Эмполи в партии Жермона1. С 1937 года выступал в Римской опере. Его первой крупной ролью в этом театре стала партия Бальдассаре в «Арлезианке» Чилеа (1938). Исполнил в Термах Каракаллы партии Амонасро и Тонио. Пел также в других театрах Италии (Алессандрия, Болонья, Палермо, Бари и др.), гастролировал в Каире (1937).

В 1940 Беки дебютировал в Ла Скала партией Дона Карлоса в Силе судьбы Верди. В том же году с большим успехом пел здесь в опере «Заза» Леонкавалло (партия Каскара) вместе с Джильи и Фаверо, в 1941 исполнил партию Севера в «Полиевкте» Доницетти.

Во время войны не прерывал карьеру, выступал в Римской опере (в частности, спел в 1942 году партию Скарпиа), гастролировал в Берлине. В 1946 участвовал в постановке Набукко на открытии первого послевоенного сезона в восстановленном театре Ла Скала (заглавная партия). В том году отправился в большое южноамериканское турне (Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес и др.). На фестивале в Арена ди Верона в 1948 спел Фигаро, в Лиссабоне исполнил заглавную роль в Гамлете Тома. В том же году участвовал в Бергамо в фестивале, посвященном 100-летию со дня смерти Доницетти (партия Севера). В Палермо в 1949 вновь спел Гамлета. В 1950 с труппой ЛС гастролировал в КГ (партии Яго и Фальстафа). В том же году спел в Неаполе Марселя в Богеме. В 1952 впервые выступал в США (Чикаго, Сан-Франциско). В 1954 исполнил в Неаполе партию Евгения Онегина (Татьяна – Генчер, дирижер Серафин).

До 1953 Беки регулярно появлялся на сцене ЛС (Яго, Альфонс в Фаворитке Доницетти, Граф ди Луна, Риголетто). Выступал также в Париже, Брюсселе. В 1958 исполнил в лондонском театре Друри Лейн заглавную партию в Вильгельме Телле.

К лучшим партиям певца принадлежат Набукко, Амонасро, Андре Шенье в одноименной опере Джордано, Яго, Гамлет и др. В его репертуаре были также роли Энрико в Лючии ди Ламмермур, Ричарда в Пуританах, Ренато, Эскамильо, Альфио в Сельской чести, Иоканаана в Саломее*.

Беки – участник мировых премьер опер «Гора Ивнор» Л.Рокка в Римской опере (1939), «Дон Хуан де Маньяра» Ф.Альфано во Флоренции (1941).

Завершил свою сценическую карьеру в 1963 году.

Наряду с театральной деятельностью Беки активно работал на радио и в кино. Его голос звучит в знаменитом фильме-опере «Аида» (1953) с Софи Лорен в заглавной роли, где он спел за кадром Амонасро. Непосредственно на экране в качестве актера певца можно увидеть в фильмах «Вернись в Сорренто» (1945); «Без ума от оперы» (1948), где в главной роли снялась Д.Лоллобриджида, а партнерами Беки были Джильи, Гобби, Канилья. Среди других кинолент «До свидания, папа!» (1948), «Голос твоего сердца» (1952) и др.

В 1968 уже спустя несколько лет после окончания своей карьеры Беки был приглашен на роль Жермона в фильме-опере «Травиата» с участием Моффо и Бонизолли (режиссер М.Ланфранки, дирижер Патане). Всего Беки снялся в 14 фильмах. С 1964 преподавал в Сиене. Позднее несколько лет был художественным руководителем театра Сан-Карлуш в Лиссабоне. Последние годы жизни провел во Флоренции.

Скончался 2 февраля 1993 года во Флоренции.

Беки в свои лучшие годы пленял не столько утонченностью или изысканным сценическим артистизмом, сколько необыкновенно яркой и щедрой певческой природой, включавшей в себя богатство сочных драматических оттенков и интонаций, что позволяло ему, современнику Тито Гобби, не только не уступать тому в своем искусстве, но и в ряде ролей превосходить по силе эстетического воздействия. В жизни оба артиста были друзьями, часто совместно снимались в кино, а на сцене соперничали, дополняя друг с друга своей индивидуальностью. У каждого из них были поклонники, отдававшие пальму первенства своему любимцу. У обоих были успешные карьеры, но их внутренняя динамика различалась. Один из крупнейших историков оперного вокала Ю.Кестинг в своей знаменитой книге «Великие певцы 20 столетия» сравнивал творческий путь певцов в таком духе: «Беки к своим 40 годам уже подошел почти к концу карьеры, а у Гобби всё было еще впереди».

Сравнительно немногочисленная дискография певца насчитывает ряд превосходных студийных записей, среди них партии Андре Шенье (1941, дир. де Фабритиис), Амонасро (1946, дир. Серафин), Фигаро (1952, дир. он же).

1 — Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Джино Беки

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ