Беллецца (Bellezza) Винченцо (1888-1964)

Евгений Цодоков
Главный редактор

Итальянский дирижер и композитор. Учился в консерватории Неаполя. Здесь же в 1908 состоялся его оперный дебют в театре Сан-Карло (Аида 1). Работал в оперетте, различных театрах Италии. В 1924 выступал в барселонском театре Лисео, где сотрудничал с режиссером Саниным.

В 1926 дирижер дебютировал в Ковент-Гардене, где в течение первого сезона исполнил Севильского цюрюльника и Мефистофеля Бойто (обе оперы с участием Шаляпина), а также Отелло, Таис Массне, и Фальстафа. Выступал на этой сцене ежегодно до 1930 (среди постановок Гугеноты Мейербера, Джоконда Понкьелли, Богема и др.). Особо надо отметить исполнение в 1928 Бориса Годунова с Шаляпиным в заглавной партии (существует запись этого спектакля).

В 1926 Беллецца впервые выступил на сцене Метрополитен (дебют в опере «Сокровища мадонны» Вольфа-Феррари). В том же году под его управлением здесь был исполнен «Мефистофель», а в 1928 «Борис Годунов» (в обоих спектаклях пел Шаляпин). Сотрудничал с театром до 1935, исполнял произведения текущего репертуара. Среди новых постановок, осуществленных маэстро, Девушка с Запада Пуччини (1929), Ирис Масканьи (1931), Служанка-госпожа Перголези (1935), которой он завершил свои выступления на этой сцене. Вернувшись в Европу, маэстро вновь проводит два сезона (1935-36) в Ковент-Гардене («Богема», Тоска, Итальянка в Алжире). В 1938 Беллецца возвращается на родину в Италию.

Особую известность дирижеру принесли его многочисленные выступления 40-50 гг. с ведущими певцами тех лет. Среди его партнеров по сцене такие имена, как Чинья, Стиньяни, Канилья, Каллас, Генчер, Джильи, Лаури-Вольпи, Беки, Гобби, Корелли и др. Среди постановок спектакли в Риме (Кармен, 1945; «Аида», 1950; Триптих Пуччини, 1955; Девушка с Запада Пуччини, 1957), Неаполе («Тоска», 1955; «Аида», 1956; «Паяцы» и Манон Леско Пуччини, 1957; Севильский цирюльник, 1958), Триесте (1957, Трубадур) и др.

Беллецца был также автором ряда симфонических и камерных произведений.

Многие спектакли с участием Беллеццы были записаны «живьём», среди студийных записей Кармен (Opera d’Oro, Стиньяни, Б.Джильи, Р.Джильи, Беки), Плащ Пуччини (EMI, Пранделли, М.Мас, Гоби).

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ