Боданцки (Bodanzky) Артур (1877-1939)

Евгений Цодоков
Основатель проекта

Австрийский дирижер. Учился в Венской консерватории, его педагогом по композиции был Цемлинский 1. С 1896 работал скрипачом в Венской опере. Дебютировал как дирижер в оперетте (1900, Ческе-Будейовице). С 1903 был ассистентом Малера в Венской опере, в 1904 работал в Театре ан дер Вин, в 1905 в Берлине, в 1906-09 в Праге. С 1909 главный дирижер Национального театра в Мангейме. Выступал в России. В 1914 участвовал в немецком оперном сезоне на сцене Ковент-Гардена, где дирижировал английской премьерой Парсифаля Вагнера, а также Валькирией.

В 1915 Б. эмигрировал в США. В том же году началась его длительная карьера в Метрополитен (дебют в опере Гибель богов), которая продолжалась до конца жизни. Всего он провел на сцене этого театра более тысячи спектаклей, став одним из ведущих дирижеров театра в 20-30 гг. В первый год Б. специализировался исключительно на немецком репертуаре (Моцарт, Глюк, Вагнер, Р.Штраус и др.), став преемником известного дирижера А.Херца. После участия в 1917 в мировой премьере оперы «Кентерберийские паломники» американского композитора Р. Де Ковена он начал исполнять также произведения и других авторов. В том же году дирижировал Князем Игорем, в 1918 поставил оперу Пророк Мейербера, в 1919 Жидовку Галеви.

Среди наиболее значимых постановок на сцене Метрополитен американская премьера Ифигении в Тавриде Глюка (1916), Оберон Вебера (1918), вагнеровские оперы Парсифаль (1920), Тристан и Изольда (1920), Лоэнгрин (1921), Тангейзер (1923) и Нюрнбергские мейстерзингеры (1923); Вольный стрелок Вебера (1924), Волшебная флейта (1926), Фиделио (1927), Электра (1932) и Саломея (1934) Р.Штрауса, Орфей и Эвридика Глюка (1938). Б. осуществил также американские премьеры опер Евгений Онегин (1920, на итальянском языке, в главных партиях Де Лука, Муцио, Мартинелли), Снегурочка (1922, на французском языке, с Бори в заглавной партии), Так поступают все (1922), Енуфа Яначека (1922), Синьор Брускино Россини (1932) и многих других. В последний раз дирижер вышел на сцену театра в мае 1939, исполнив «Тристана и Изольду». Среди партнеров маэстро по сцене были такие выдающиеся певцы, как Мельхиор, Флагстад, Мартинелли, Лотта Леман, Д. де Лука, Ретберг, Пинца и многие другие.

Б. считался в Америке признанным специалистом, прежде всего, вагнеровского репертуара, постановки опер которого составили целую эпоху в истории Мет. Наряду с работой в театре, дирижер вел активную концертную деятельность. В 1918-31 участвовал в концертах американского «Общества друзей музыки». С 1919 недолгое время руководил Новым симфоническим оркестром в Нью-Йорке. Маэстро занимался также научной работой. Под его редакцией изданы оперы Дон Жуан, «Фиделио», «Оберон», «Вольный стрелок».

Сохранилось много «живых» записей Б. Среди лучших Зигфрид (Naxos), «Тристан и Изольда» (Music & Arts, обе с Мельхиором и Флагстад).

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ