Галуппи (Galuppi) Бальдассаре, по прозвищу Буранелло (1706-1785)

Евгений Цодоков
Главный редактор

Итальянский композитор, капельмейстер и педагог. Учился в венецианской консерватории «Инкурабиле». Автор многочисленных опер, а также произведений инструментального и вокально-инструментального жанров, духовной музыки.

Творческая деятельность Г. протекала преимущественно в Венеции, где его первые оперы начали ставиться в начале 20-х гг. («Верность в непостоянстве, или Друзья-соперники, 1922; и др.). В 1741-43 композитор живет и работает в Лондоне, там его оперы исполняются в Королевском театре и пользуются успехом. С 1748 служит в венецианском соборе св. Марка (сначала помощником капельмейстера, позднее капельмейстером). В 1765 г. приезжает в Петербург, где в течение трёх лет (до 1768) является придворным капельмейстером, сменив на этом посту Арайю 1. Ведет в России активную творческую деятельность, ставит оперы, сочиняет православную музыку.

Одним из первых он оценил талант Бортнянского, которому давал уроки, а впоследствии забрал с собой в Италию для продолжения учебы. Вернувшись в Венецию, Г. возглавил консерваторию «Инкурабиле».

Оперное творчество занимает в наследии композитора основное место. Всего он создал ок. 30 комических опер и 70 опер-сериа. Деятельность Г. протекала в переходную эпоху, когда наряду с господствовавшим стилем барокко стали проявляться тенденции предклассического стиля. Ранние опусы Г. еще вполне отвечали барочным принципам. Созданная в 1748 опера-буффа «Аркадия в Дренте», (премьера в 1749, Венеция), положила начало 15-летнему творческому союзу композитора с Гольдони, в результате которого сложился стиль т. н. веселой драмы, существенно расширяющий эстетические границы буффонной оперы. Центр тяжести сюжетов переместился с традиционной коллизии в духе интриги между опекуном и хитрой служанкой, в сторону окрашенной в лирические тона истории юной влюбленной пары.

Г. значительно обогатил палитру художественных средств буффонного жанра. Он уделял большее внимание мотивировке перипетий сюжета, индивидуализации характеров персонажей. Стандартные комические «положения» в его операх оттенялись эпизодами лирико-драматического плана, что позднее так ярко проявилось в творчестве Моцарта. В сочинениях композитора отчетливо прослеживается эволюция оперных форм, выраженная, прежде всего, в разнообразии сольных эпизодов и ансамблей. Среди важнейших нововведений Г. – т. н. «цепной финал», представляющий большую, насыщенную динамикой заключительную ансамблевую сцену, в которой стремительно сменяют друг друга контрастные эпизоды, не перемежающиеся речитативами. Такая форма впоследствии стала характерной для буффонных опер, в т. ч. для знаменитых финалов Россини. Среди лучших комических опер Г., созданных им вместе с Гольдони (всего около 20), «Лунный мир» (1750, Венеция) и, особенно, «Деревенский философ» (1754, там же).

Первым серьезным достижением Г. в жанре оперы-сериа еще на раннем этапе его творческого пути стала Доринда» (1729, Венеция). В целом, реформаторская роль Г. в этом виде оперного искусства не столь велика, как в буффонном, хотя и значима. Одной из лучших в его творчестве стала созданная для петербургской сцены «Ифигения в Тавриде» (1768, либретто М.Кольтеллини). Для этого опуса характерны яркий драматизм, действенная роль хора, что дает основания видеть в ней определенные реформаторские черты. Среди сочинений лондонского периода «Пенелопа» (1741), «Сципион в Карфагене» (1742) и др. Выделяются также оперы на либретто Метастазио «Покинутая Дидона» (1741, Венеция), «Олимпиада» (1747, Милан). Всего на тексты Метастазио им создано 18 опер.

Во 2-й половине 20 в. интерес к операм Г. возродился. Среди современных постановок его сочинений «Аркадия на Бренте» (1997, Венеция), «Деревенский философ» (1981, Брюссель; 1985, Бакстон; 1994, Флоренция), «Лунный мир» (1987, Луго), «Олимпиада» (2006, Венеция). Ставятся и менее известные опусы композитора, например, опера «Король-пастух» (1762, Парма) исполнялась в 1998 в Удине (музыкальный руководитель постановки Т.Гринденко), опера «Мир навыворот» (1750, Венеция) ставилась в Лугано (2000) и Веймаре (2002).

На фото:
памятник Галуппи в Бурано.

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ