Гай (Gay) Мария (1879-1943)

Евгений Цодоков
Основатель проекта

Испанская певица (меццо). Собиралась стать скульптором, но затем увлеклась пением, которым занималась самостоятельно. В 16-летнем возрасте была арестована за исполнение антимонархических песен. Позднее училась в Барселоне у вокального педагога Х.Гая, за которого в 1897 вышла замуж (впоследствии развелась с ним). Впервые выступила как певица в 1902 на концерте в Брюсселе вместе со знаменитыми музыкантами, пианистом Раулем Пуньо и скрипачом Эженом Изаи. В том же году дебютировала в брюссельском театре Ла Монне в партии Кармен 1, ставшей ее лучшей ролью. Совершенствовалась в Париже.

В 1905 пела в Риге, затем совершила большое турне по Германии (Лейпциг, Кёльн и др.) и Швейцарии (Цюрих, Берн). В 1906 выступала в Опера-Комик и дебютировала в КГ в роли Кармен. В 1907 впервые вышла на сцену ЛС (вновь в партии Кармен). В том же сезоне с большим успехом исполнила здесь партии Орфея в Орфее и Эвридике Глюка и Амнерис под управлением Тосканини. Гастролировала во Львове (1907) и Варшаве (1908). В 1908-10 выступала в Петербурге, где исполняла партии Кармен, Далилы, Сантуццы в Сельской чести, Амнерис и др. О ее своеобразной и несколько грубоватой трактовке образа Кармен с интересом отзывался известный отечественный историк оперы Э.Старк. Подробно описывает исполнительскую манеру певицы и ее актерское мастерство в своих «Записках оперного певца» Левик, отмечая, что певица «по-своему объединив Бизе с Мериме, прежде всего «опустилась» до бытовизма наглой уличной цыганки». Комментируя быстрый темп «Цыганской песни» в исполнении Г., Левик добавляет, что она «обладала необыкновенным дыханием».

В 1908 дебютировала в Мет. (Кармен) в спектакле с участием Карузо. В течение двух сезонов исполнила на нью-йоркской сцене партии Лолы в «Сельской чести», Азучены, Амнерис. Особый успех сопутствовал ей здесь в партии Миссис Квикли в Фальстафе под управлением Тосканини.

В 1910-12 выступала на других европейских и американских сценах (Мадрид, Филадельфия, Бостон и др.). В 1913 Г. вновь гастролирует в России, на этот раз на сцене московской оперы Зимина (Кармен). В этом же году она выходит замуж за знаменитого тенора Дзенателло. Вместе с ним стала организатором фестиваля Арена ди Верона (1913), на открытии которого пела партию Амнерис, а Дзенателло выступил в роли Радамеса. В следующем фестивальном сезоне Г. исполнила партию Кармен. Еще раз выступила в Вероне в 1922 (партия Ортруд в Лоэнгрине).

В 1913-27 регулярно выступала в Чикаго. Участвовала в открытии Национального театра в Гаване (1915, партия Кармен). В 1924 пела в Берлине, в том же году вновь посетила Москву, где пела в Свободной опере Зимина (театр «Аквариум»). В 1926 в последний раз исполнила свою коронную роль Кармен в Риме.

Среди других партий Брангена в Тристане и Изольде, Маддалена в Риголетто, Женевьева в Пеллеасе и Мелизанде Дебюсси.

Оставила сцену в 1927. Последние годы жизни жила в Нью-Йорке. В 1930 вместе с мужем открыла здесь школу пения. Вошла в историю оперы как одна из наиболее ярких, своеобразных, и, в тоже время, спорных исполнительниц партии Кармен.

На фото:
Мария Гай.

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ