Гуи (Gui) Витторио (1885-1975)

Евгений Цодоков
Основатель проекта

Итальянский дирижер и композитор. Родился в Риме 14 сентября 1885 года. В детстве занимался на фортепиано, затем учился в Академии Санта-Чечилия и Римском университете (с 1906). Рано проявил музыкальное дарование. Уже в 1907 дебютировал как дирижер, исполнив в римском театре «Адриано» Джоконду 1 Понкьелли. Позднее он получил приглашение на работу в неаполитанский театр Сан-Карло (1912-15), затем в Турин. Развитию карьеры помешала 1-я мировая война. После окончания войны работал в Лиссабоне (1921-22). Затем дирижер получает приглашение от Тосканини в Ла Скала, где открывает сезон 1923/24 Саломеей Р.Штрауса. Выступает в Ла Скала еще один сезон, одновременно являясь главным дирижером в туринском театре Реджо (1925-27).

Среди наиболее ярких выступлений в Турине Золушка (1925) с Супервиа в заглавной партии (в оригинальной тональности). В 1928 основал оркестр во Флоренции. С 1933 этот оркестр проводит все спектакли фестиваля «Флорентийский музыкальный май», инициатором создания которого также являлся Г. В первый же сезон маэстро поставил здесь Весталку Спонтини (впоследствии она была реконструирована в 1970). Среди других постановок на этом форуме в разные времена отметим Дидону и Энея Пёрселла (1940, итальянская премьера), Макбета (1951), Графа Ори Россини (1952, 1-я современная постановка) и, особенно, Медею Керубини (1953, 1-я современная постановка) с Каллас, ставшую выдающимся явлением в истории оперного искусства. В 1954 им здесь была поставлена редкая опера Спонтини «Агнесса фон Гогенштауфен» (1-я итальянская постановка), в 1955 Аида с Корелли, в 1959 возрождена «Битва при Леньяно» Верди (солисты Генчер, Г.Лимарилли, Таддеи). Среди других произведений, которые Г. исполнял во Флоренции, были оперы Альцеста Глюка (1966, с Генчер), Луиза Миллер Верди и др.

С 1933 Гуи выступал на Зальцбургском фестивале, в 1935 гастролировал в СССР. В 1938 был приглашен Бичемом в Ковент-Гарден. В первом английском сезоне им были исполнены Риголетто и Тоска (с И.Пачетти и Джильи). Следует отметить две блестящие постановки 1939 года – ТравиатуКанильей и Джильи) и ТрубадураЧиньей и Бьёрлингом). Позднее Г. вернулся в Ковент-Гарден в 1962, исполнив Норму с Каллас. Среди довоенных спектаклей отметим также «Аиду» в Венской опере (1941).

Основная деятельность Г. в послевоенные годы проходила на Глайндборнском и Эдинбургском фестивалях. Дебютом на Глайндборнском фестивале стала опера Так поступают все Моцарта (1948). На следующий год он исполнил здесь же Бал-маскарад. Среди наиболее значимых спектаклей в Глайндборне, многие из которых затем повторялись в Эдинбурге, стали также россиниевские шедевры «Золушка» (1952), «Граф Ори» (1954), Севильский цирюльник (1961), а также «Альцеста» (1953). В 1957 Г. поставил в Глайндборне Фальстафа, в 1959 Фиделио. В 1960 здесь прозвучали Пуритане Беллини с Сазерленд. Завершил свою карьеру в Глайндборне маэстро в 1965 операми Тайный брак Чимарозы и Свадьба Фигаро.

Г. много выступал и на других сценах мира. Особо следует отметить исполнение им в 1947 Немецкого реквиема Брамса на сцене Ла Скала с Христовым (дебют болгарского певца в Ла Скала). В 1949 он продирижировал оперой Набукко в Неаполе (с Каллас), в 1950 там же Богемой. В 1952 в Риме поставил Бориса Годунова с Христовым (Корелли в роли Самозванца), в 1954 исполнил в Палермо Капулетти и МонтеккиСимионато и Картери). В 1957 маэстро вновь обращается к русской музыке, поставив в Лиссабоне Хованщину, и вновь с Христовым (Досифей) и Корелли (Андрей Хованский). Наряду с ней в Лиссабоне он исполнил также оперу Симон Бокканегра Верди (с Гоби, Христовым, М.Поббе и др.). Среди постановок 50-х гг. также «Аида» в Неаполе (1955), Мефистофель в Риме (1956), «Медея» в Берлине (с Борк в заглавной партии).

Плодотворным было дальнейшее сотрудничество с Генчер. В 1960 он поставил с нею Макбета в Палермо (партия Леди Макбет), в 1964 оперу Беатриче ди Тенда в Венеции, в 1967 «Альцесту» в Риме (в обеих заглавные роли), в 1969 «Битву при Леньяно» в Турине (Лида).

Среди любимых композиторов маэстро продолжал оставаться Россини. В 1968 он вновь вернулся к «Золушке» в Риме.

Г. работал также в области симфонической музыки. Выступал с манчестерским Халле-оркестром, провел серию концертов с оркестром Би-Би-си (1952). В круг его интересов входили такие композиторы, как Равель, Р.Штраус, Бузони, Альфано, Малипьеро и др.

Г. вел активную творческую деятельность в области звукозаписи, особенно на радио. Среди радийных записей дирижера «Норма» с Чиньей (1937, Туринское радио), Парсифаль с Каллас (1950, Римское радио, на итальянском языке), Манон Массне с Картери (1952, Миланское радио), Друг Фриц Масканьи с Валетти (1953, Миланское радио). Маэстро принадлежит одна из лучших первых стереофонических студийных записей «Свадьбы Фигаро» (1955, EMI, Глайндборнский фестиваль, Брускантини, Шутти, Ф.Калабрезе, Юринац, Стивенз). Среди лучших записей также «Севильский цирюльник» (EMI, Брускантини, Лос Анхелес, Альва и др.), «Золушка» (EMI, Х.Ончина, С.Барабас и др.).

Г. – автор ряда музыкальных произведений, в т. ч. двух опер, не получивших большой известности. В одной из них – опере-сказке «Фея сорной травы» (1927, Турин, либретто Ф.Сальватори) – пела Супервиа.

Скончался маэстро 17 октября 1975 года во Флоренции.

На фото:
Витторио Гуи.

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ