Гурякова Ольга Николаевна (р. 1971)

Евгений Цодоков
Главный редактор

Русская певица (сопрано). Родилась в Новокузнецке в семье служащих. В 1990-95 училась в Московской государственной консерватории (класс И.Масленниковой), в 1997 окончила аспирантуру. С 1994 стажер и с 1995 солистка московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Дебютировала в партии Татьяны 1. Первый большой успех пришел к певице в 1996, когда она блестяще выступила в новой постановке Богемы (партия Мими), осуществленной режиссером Тителем. Спектакль имел большой резонанс. За эту роль артистка получила премию «Золотая маска».

Среди дальнейших работ в театре партии Милитрисы в Сказке о царе Салтане (1997), заглавная партия в Таис Массне (1998, режиссер Покровский), Микаэла (1999), Маргарита (2001), Чио-Чио-сан (2002, вторая «Золотая маска»). В ее репертуаре были также партии Эльвиры в Эрнани Верди, Гориславы в Руслане и Людмиле и др. В 1999 певица участвовала в прямой телетрансляции «Евгения Онегина» (историческая постановка Станиславского), посвященной 200-летнему юбилею А.С.Пушкина.

С 1996 певица неоднократно участвует в спектаклях Мариинского театра, исполняя партии Марии в Мазепе Чайковского, Елизаветы в Дон Карлосе, Донны Анны, Дездемоны и др.), она много гастролировала с театром (Ковент-Гарден, Метрополитен, Баден-Баден и др.).

С 1996 карьера Г. приобретает международный масштаб. Артистка становится постоянной участницей людвигсбургских фестивалей под руководством В.Генневайна, где дебютирует в до-минорой мессе Моцарта. В дальнейшем она поет на фестивале в операх «Корсар» Верди (1996, партия Медоры), «Стиффелио» (1997, партия Лины), «Эрнани» (1998) и Трубадур (1999, партия Леоноры).

С каждым годом востребованность Г. возрастает. В 1997 она выступает в Граце (Недда в Паяцах, Мими). В 1999 дебютирует в Венской опере (Эльвира в «Эрнани») и Ла Скала (Мария в «Мазепе»). В 2000 участвует в масштабной постановке Войны и мира в Опера Бастиль (партия Наташи), осуществленной режиссером Ф.Замбелло. В 2001 Г. дважды исполняет прокофьевского Игрока (партия Полины) - весной этой оперой она дебютирует в Метрополитен (дирижер Гергиев, режиссер Т.Чхеидзе), а летом выступает на мировой премьере 1-й редакции в Большом театре (дирижер Рождественский, режиссер Титель), ставшей выдающейся творческой удачей артистки, проявившей блестящий актерский талант и мастерски справившейся с труднейшей вокальной партией сочинения.

Среди выступлений последний лет партии Татьяны на фестивале в Экс-ан-Провансе и Елизаветы в «Дон Карлосе» в Женеве (2002), Дездемоны в Лионе и Татьяны в Опера Бастиль (2003), Мими в Сан-Франциско (2004), заглавная партия в Русалке Дворжака в Опера Бастиль и вновь Мими в берлинской Штаатсопер (2005). В 2006 она поет Татьяну в Ла Скала, Елизавету в Венской опере и Амелию в опере Симон Бокканегра Верди в Хьюстоне. В 2007 в Мюнхене Г. принимает участие в скандальной гомосексуальной версии «Онегина» польского режиссера К.Варликовского, совершает гастрольную поездку в Японию на фестиваль Озавы, где поет Лизу. В начале 2008 в Нанте Г. снова выступает в роли Лизы в спектакле, поставленном Штайном. В 2009 певица исполняет партию Енуфы в одноименной опере Яначека в Марселе, впервые поет Татьяну на сцене Венской оперы, а также дебютирует в Ковент-Гардене, где исполняет роль Оксаны на премьере «Черевичек» Чайковского. В 2010 певица выступает в Барселоне (Полина), на Мюнхенском фестивале (Елизавета) и др.

В последние годы из-за активной гастрольной деятельности артистка не часто выступает на сцене родного театра, однако творческих нитей с ним не порывает, участвуя в спектаклях текущего репертуара, в т. ч. и в новой постановке «Евгения Онегина», осуществленной Тителем в 2007 году.

Красивый голос Г. привлекает своей интеллигентностью и задушевностью. В своих лучших ролях (Мими, Полина) она добивается мастерского слияния музыкального и духовного начал. Был период, когда в вокале певицы намечались определенные проблемы со звукоизвлечением (неточное интонирование, «качка»), однако ей удалось, во многом, преодолеть кризисные явления, и сейчас ее творчество остается востребованным на ведущих сценах мира.

Среди записей партия Земфиры в Алеко (Delos, дир. К.Орбелян).

На фото:
Ольга Гурякова.

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ