Кабаиванска Райна (р. 1934)

Евгений Цодоков
Главный редактор

15 декабря 2009 года исполнилось 75 лет выдающейся болгарской певица Райне Кабаиванской. Мы предлагаем читателям по этому поводу ознакомиться со статьей из готовящегося нового издания энциклопедического словаря «Опера» Е. С. Цодокова.

Болгарская певица (сопрано). Родилась в интеллигентной семье. Ее отец был неординарным человеком, ветеринаром, изобретателем, писателем; мать – профессор физики. Райна рано обнаружила музыкальные способности, играла на фортепиано и пела, аккомпанируя себе на аккордеоне. Поступила в Софийскую консерваторию, которую окончила в 1957 по классу вокала. В студенческие годы выступала в хоре. Ее дебют состоялся в Софийской опере в 1957 в партии Татьяны 1.

В 1957-59 певица совершенствовалась в Италии у З.Фумагалли-Рива в Милане и Дж.Тесс в Верчелли. Под именем Райны Кабаи она в 1959 в первый раз выступила в Италии в Фано в партии Недды. В том же году она дебютировала также в Верчелли в партии Жоржетты в Плаще Пуччини.

Карьера К. развививалась стремительно. В 1961 она попадает в труппу Пикколо Скала, где под управлением Вотто участвует в опере «Ночной турнир» Малипьеро, и уже в том же году ее ожидает блестящий дебют на большой сцене Ла Скала в спектакле Беатриче ди Тенда Беллини (партия Аньезе), где ее парртнершей в заглавной партии была блистательная Сазерленд. В 1962 художественный руководитель Ковент-Гардена Д.Уэбстер приглашает певицу для выступления в звездном спектакле Отелло с участием Дель Монако и Гобби. В следующем сезоне она поет здесь же партию Лиу.

1962 год оказался счастливым для К. Сначала состоялся ее американский дебют в Сан-Франциско, где под управлением К.Г.Адлера она спела Дездемону в «Отелло», а затем она покоряет и главную сцену США, дебютировав Метрополитен партией Недды. Ее карьера в Метрополитен продолжалась в течение 12 лет. Среди исполненных здесь ролей Мими (1963), Елизавета в Дон Карлосе (1963), Алиса Форд в Фальстафе (1964), Дездемона (1964), Леонора в Силе судьбы Верди (1964), Манон Леско (1965), Мадлен в Андре Шенье Джордано (1970), Мадам Баттерфляй (1970), Маргарита (1971), Лиза (1972), Татьяна (1974). Последние две роли в операх Чайковского К. провела с Геддой.

Карьера певицы в Ла Скала тоже продолжалась с большим успехом. Среди исполненных здесь партий Ирена в Риенцах Вагнера (1964), Маргарита в Мефистофеле Бойто (1964), Эльвира в Эрнани Верди (1969, открытие сезона совместно с Доминго), Амелия в опере Симон Бокканегра Верди под управлением Аббадо (1976), Тоска с Паваротти (1980) и др.

Надо сказать, что певица, несмотря на звездную карьеру, продолжала совершенствовать мастерство. Находясь в США, она занималась с великой Понсель в Балтиморе с которой подготовила ряд значительных партий, в т. ч. Леонору в «Силе судьбы» и Мадам Баттерфляй.

Кроме главнейших сцен мира, К. выступала и других престижных театрах мира. Среди ее выступлений 70-80-х гг.: роль Леоноры в «Силе судьбы» в Гамбурге (1971), партия Елены в Сицилийской вечерне (1973, Турин), где режиссером выступила сама Каллас, Виолетта в Болонье (1974), вновь Леонора в Сан-Франциско (1976), Тоска в Парме с Каррерасом (1976), заглавная партия в Валли Каталани в Парме (1976).

Вошли в историю ее выступления в Вене в Трубадуре под управлением Караяна (1978, Леонора), в Римской опере в 1981 в Манон (заглавная партия, в партнерстве с А.Краусом), в 1981-82 на Зальцбургском фестивале в партии Алисы Форд вновь под управлением Караяна. В 1984 в Генуе она блистает в Весталке Спонтини (заглавная партия) и поет в Болонье в опере «Армида» Глюка. В 1985 в Мюнхене выступает в партии Тоски, в 1988 в Риме поет в опере Роберто Деверо Доницетти (Елизавета). Особо надо отметить участие певицы в «извлечении из небытия» забытой оперы Доницетти «Фауста», которая не исполнялась со дня мировой премьеры в 1832 в Неаполе. Возобновление триумфально прошло в Риме в 1981 с участием Джакомини и Брузона.

Среди ярких выступлений певицы участие в фестивале «Арена ди Верона», где она трижды пела в «Мадам Баттерфляй»(1978, 1983, 1997), Манон Леско (1970), «Тоску» в 1982.

Творческая активность примадонны в 90-е гг. не снижалась. В 1991 на открытии вновь отстроенного театра Карло Феличе в Генуе К. исполнила партию Леоноры в «Трубадуре». Она стала участвовать и в исполнении оперетт. Так, в 1990 и 1992 она дважды спела в Риме Ганну Главари в «Веселой вдове» Легара. Среди ролей этих лет также заглавные партии в операх Франческа да Римини Дзандонаи (1995, Палермо) и Адриана Лекуврер Чилеа (1996, там же).

Постепенно репертуар певицы стал меняться. Она обращает свой взор к современной музыке, операм Яначека, Бриттена, Пуленка, Р.Штрауса. Так, например, в 1987 она поет Графиню в Каприччио Р.Штрауса в Болонье, в 1993 в она исполняет партию Эмилии Марти в Средстве Макропулоса Яначека в Палермо, в 1995 роль Гувернантки в опере Поворот винта Бриттена в Турине. Среди ее новых ролей также Дьячиха в Енуфе Яначека, участие в моноопере Пуленка Человеческий голос.

Выдающаяся артистка продолжает выступать и в 21 веке вплоть до наших дней. Отметим ее любимую Тоску в Парме (2002), партию Иродиады в Саломее в Венеции (2006). Она стала исполнять также и партию Графини в Пиковой даме. Среди ее последних выступлений эта роль в Тулузе (2008).

К. участвовала в съемках нескольких фильмов-опер, в т. ч. в знаменитой «Тоске» с Доминго (1976), снятой в реальных исторических интерьерах; в «Трубадуре» с Бонизолли (1975). Дирижером обеих лент был Бартолетти. В 1997 актриса дебютировала в игровом кино, исполнив главную роль в фильме «Un bel di vedremo» режиссера Т.Валерии по сценарию знаменитого Кона Ичикавы. В 2005 снялась в роли русской певицы в фильме Патриса Шеро «Габриэль» с Изабель Юппер в главной роли.

К. – выдающаяся певица 2-й половины 20 века. Ее универсальный талант, сочетающий наполненный сопрановый тембр с тонкой нюансировкой и актерское мастерство, позволял ей блестяще выступать в различном репертуаре (от опер бельканто до Верди и веризма). И все же наиболее яркими образами, созданными певицей стали многочисленные пуччиниевские роли (в т. ч. в первую очередь Тоска и Чио-Чио-сан), вердиевские партии Эльвиры в «Эрнани», Елизаветы в «Дон Карлосе» и др.

С 1992 певица начала давать мастер-классы и вести активную педагогическую деятельность. С 2001 преподает в Новом болгарском университете, работает в «Институте di Alta Formazione «Torelli- Vecchi», является профессором сиенской Академии Киджиана. Лауреат многочисленных музыкальных премий и призов, а также национальной Димитровской премии (1959).

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Райна Кабаиванска

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ