Кроль-опера (Krolloper)

Евгений Цодоков
Главный редактор

1) Берлинский театр, основанный Йозефом Кролем в 1844. В этом театральном зале проходили как драматические, так и оперные спектакли, выступали различные труппы. 2) Оперный театр, работавший в Берлине как филиал Немецкой государственной оперы 1 в течение четырех сезонов с 1927 по 1931 гг. Получил свое название по имени театра Й.Кроля (см. выше), помещение которого властями было предоставлено для постановок новой труппы. Музыкальным руководителем и директором по инициативе интенданта прусских государственных театров Титьена был назначен Клемперер. Со второго сезона он уступил директорство Э.Легалю, сосредоточившись всецело на дирижерской деятельности. К постоянному сотрудничеству в качестве дирижеров Клемперер также привлек Цемлинского и Ф.Цвейга (1893-1984).

1/3

Новый театр открылся постановкой Фиделио под управлением Клемперера. В первом сезоне были исполнены оперы «Поцелуй» Сметаны (дирижер Цемлинский), Луиза Миллер Верди (дирижер Цвейг), Дон Жуан (дирижер Клемперер) и др. Также надо отметить первую сценическую постановку Царя Эдипа Стравинского (1928), шедшую в один вечер с его же Маврой и «Петрушкой» (дирижер Клемперер).

Второй сезон 1928/29 гг. открылся блестящей постановкой Летучего голландца Вагнера под управлением Клемперера (режиссер Ю.Фелинг, сценограф Э.Дюльберг). Эта новаторская работа оказала определенное влияние на послевоенную историю Байрёйтского фестиваля. Среди лучших спектаклей сезона также Волшебная флейта и Триптих Пуччини. В 1929 в театре прошла мировая премьера оперы «Новости дня» Хиндемита (дирижер Клемперер).

За сравнительно короткий период существования театра в нем было осуществлено немало интересных современных постановок – Ожидание и «Счастливая рука» Шёнберга, «Говорящий «да» Вайля, «Жизнь Ореста» Кшенека. Ставились и оперы классического репертуара – Кармен, Сказки Гофмана Оффенбаха, Севильский цирюльник. В последний сезон были исполнены Луиза Шарпантье, Мадам Баттерфляй, Фальстаф (режиссер Сац), Ифигения в Тавриде Глюка. Выдающимся во многих отношениях оказался спектакль Свадьба Фигаро (1931, дирижер Клемперер, режиссер Г.Грюндгенс). Эта постановка оказалась последней в деятельности театра.

Кроль-опера вошла в историю оперного искусства как экспериментальный театр, где осуществлялись поиски новых, преимущественно условных, выразительных средств сценического воплощения оперы. Важнейшее место в театре занимала работа режиссеров Г.Грюндгенса, Ф.Фелинга, Х.Кюрьела, сценографа Э.Дюльберга, а также выдающихся художников-авангардистов, представителей «Баухауза» О.Шлеммера и Л.Мохой-Надя. Последний в поставленных им спектаклях «Сказки Гофмана» и «Мадам Баттерфляй» использовал площадку Кроль-оперы для реализации своих смелых конструктивистских замыслов. Некоторые из режиссерско-сценографических приемов (например, использование современных костюмов в «Летучем голландце», полуобнаженные девушки на качелях в «Сказках Гофмана») вызывали весьма неоднозначную реакцию как у публики, так и у театральных функционеров). В условиях нарастающего влияния нацистской партии все это привело к скорому закрытию театра по политических мотивам.

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ