«Итальянский» оперный сезон в Зальцбурге (продолжение)

Французская молитва Россини

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

За постановку на сцене Большого фестивального зала грандиозного по своей масштабности музыкального полотна Россини «Моисей и Фараон» взялся сам интендант фестиваля Юрген Флимм. В его команде сценограф Фердинанд Вёгербауэр, художник по костюмам Биргит Хуттер, а музыкальное руководство спектаклем осуществляет маэстро Риккардо Мути, фигура, невероятно харизматичная в мире оперы и не нуждающаяся ни в малейших представлениях. И эта постановка, как и та, о которой мы говорили выше, весьма минималистична: практически пустая сцена, с трех сторон (по заднику и кулисам) ограниченная деревянной конической «резервацией», в которой в ожидании исхода и томятся иудеи. Всё напоминает обстановку вокзала: толчея, чемоданы, скрижали с ветхозаветными законами… По ходу спектакля сюда наведываются представители народа и знати противоборствующей египетской стороны – и тогда для Фараона и его окружения на сцене организуется подобие VIP-зала с мягкими диванами и креслами.

Опера изобилует потрясающими развернутыми вокально-хоровыми ансамблями, но ее сюжет практически лишен сквозного развития. Солнечное затмение первого акта, затем появление Солнца в ответ на заклинание Моисея в финале второго, праздник в честь богини Изиды в третьем – это всего лишь благодатный театральный фон. И даже сам переход через «расступившиеся воды Красного моря» в финале оперы, когда по заклинанию Моисея в «резервации» образуется проход и звучит знаменитая молитва с хором, – всего лишь визуальная кульминация-апофеоз. Главное в этой партитуре – динамика непрерывного напряженного развития внутренней психологической коллизии основных действующих лиц, ослабевающая лишь на последних умиротворяющих тактах симфонической зарисовки-эпилога. Аменофис (сын Фараона) страдает от неразделенной любви к Анаиде. Та в свою очередь разрывается между чувством и долгом, любовью и верой. Моисей твердо идет по пути осуществления миссии, предначертанной ему свыше, в то время как Фараон снова и снова проявляют непреклонный нрав тирана. Его супруга Зинаида больше поглощена переживаниями за своего сына Аменофиса.

В этой ситуации от режиссера зависит невероятно много – и в целом Юргену Флимму удается за счет точно просчитанных мизансцен на протяжении всего спектакля создавать неослабевающий психологический настрой. Его постановка – не мертворожденное дитя постмодернизма: спектакль, располагающий достаточно банальной сценографией, живет, дышит, постоянно пульсирует! Сольные и дуэтные места партитуры разыгрываются на авансцене, что четко разграничивает «общественную» и личную сферы. А работе режиссера с актерами можно смело поставить «пять с плюсом». Хочется сказать также добрые слова и в адрес художника по костюмам, сумевшего одеть спектакль современно, но весьма стильно.

Оркестр под управлением Мути звучит настолько захватывающе, что три часа сценического времени пролетают как один миг. Дирижер и здесь верен своему принципу раскрывать традиционные купюры. Музыка Россини исполняется в полном объеме, в том числе балетная сюита, хотя балета на сцене никакого нет. Вместо него разыгрывается пластический этюд на тему «десяти казней египетских», а супратитры выдают соответствующие тексты из Библии. В спектакле подобрался просто превосходный состав исполнителей: Моисей – россиянин Ильдар Абдразаков (бас), Фараон – сицилиец Никола Алаймо (бас), Аменофис – американец Эрик Кутлер (тенор), Анаида – латышка Марина Ребека (сопрано), Зинаида – грузинка Нино Сургуладзе (меццо-сопрано), Елеазар (брат Моисея, тенор) – аргентинец Хуан Франциско Гателл, Мария (сестра Моисея, меццо-сопрано) – итальянка Барбара Ди Кастри. Потрясающий бас Ильдар Абдразаков уже давно и уверенно чувствует себя на международных сценах, а партию «французского» Моисея уже успел спеть под управлением Мути на открытии сезона 2003/2004 в театре «Ла Скала». Напротив, для еще одного нашего соотечественника Алексея Тихомирова совсем небольшая партия Озирида (верховного жреца Изиды) стала вполне достойным профессиональным дебютом. А могучего зычного баса Николу Алаймо отечественная публика имела возможность услышать в партии Дона Паскале в одноименной опере Доницетти во время гастролей этого спектакля в Москве в конце 2007 года (за дирижерским пультом проекта опять же находился Риккардо Мути).

Обратим также внимание на то, что партия Зинаиды, согласно замыслу Россини, первоначально была поручена сопрано, однако в наше время она нередко исполняется меццо-сопрано. И к слову, невероятно эффектная и драматически выразительная Нино Сургуладзе (нынешняя Зинаида) в свое время в постановке Мути в «Ла Скала» пела меццо-сопрановую парию Марии. Особо хочется обратить внимание на Марину Ребеку в партии Анаиды, молодую многообещающую певицу, на сегодняшний день обладающую всеми необходимыми качествами для того, чтобы безапелляционно заявить о рождении новой оперной звезды. В прошлом сезоне на фестивале в Пезаро не иначе как сенсацией стала ее интерпретация партии Анны в «Магомете Втором». Теперь Зальцбург с партией Анаиды – и опять с триумфом взята стилистически новая профессиональная высота осваиваемого ею оперного пьедестала. И, конечно же, специального упоминания заслуживает Эрик Кутлер в партии Аменофиса. Обычно тенора являются главной проблемой исполнения подобного оперного материала, но, к чести Эрика Кутлера, проблем он не доставил, демонстрируя своим звонким и наполненным лирическим голосом осмысленно-выразительное и в меру подвижное пение, свободное от «зажатостости» на всем требуемом диапазоне.

С оперой «Моисей и Фараон» у меня связаны «несостоявшиеся» воспоминания. В 1997 году Россиниевский оперный фестиваль в Пезаро впервые за свою историю обратился к «Моисею и Фараону», а на 2002-й включил в предварительные планы репризу этой постановки. Именно, тогда я и надеялся услышать эту оперу в Пезаро, но фестивальная программа неожиданно изменилась, реприза не состоялась ни в том году, ни в каком другом, поэтому включение «Моисея и Фараона» в афишу Зальцбургского фестиваля стало для меня руководством к действию. Фестиваль в Пезаро я посещаю на регулярной основе с 2001 года, фестиваль в Зальцбурге – всего лишь впервые, но, получив возможность сравнить уровни и степени выдержанности музыкального стиля Россини на обоих фестивалях, я смело могу сказать, что благодаря превосходной во всех отношениях постановке «Моисея и Фараона», в 2009 году Зальцбург на время стал продолжением, «филиалом» Пезаро. Риккардо Мути в качестве музыкального руководителя и дирижера оперной постановки никогда не появлялся в Пезаро, хотя в «Ла Скала» под его руководством помимо «Моисея и Фараона» можно вспомнить, к примеру, и «Деву озера», и «Вильгельма Телля». Что ж, как говорится, когда гора не идет к Магомету, Магомет идет к горе… к горе под названием Мёнхсберг…

\<- в начало | продолжение ->

Фото © 2009 SALZBURGER FESTSPIELE / Monika Rittershaus:
«Моисей и Фараон». Сцена из спектакля

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Зальцбургский фестиваль

Театры и фестивали

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ