Арена ди Верона: в ожидании «Фестиваля Дзеффирелли»

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

В самом конце лета OperaNews.Ru уже давал репортаж о Веронском фестивале нашего постоянного автора Игоря Корябина, который подробно остановился на двух грандиозных перформансах – «Аиде» и «Турандот». Сегодня предлагаем вниманию читателей подоспевший отчет об этом же фестивале, подготовленный Ириной Сорокиной, которая, помимо упомянутых спектаклей, рассказывает и о других событиях знаменитого музыкального форума.

Именно в тот день, когда автор взялся за перо с намерением представить отчет об очередном фестивале в летнем храме оперы под названием Арена ди Верона, по телевидению сообщили, что, по мнению Центрального Европейского Банка, кризис близится к концу.

Новость эта, конечно, не имела прямого отношения к тому, что творится с оперными театрами в Италии. Родину оперы буквально трясет: правительство без конца урезает фонды, количество постановок и представлений уменьшается, в Вероне решили положить конец существованию балетной труппы, которая организовала манифестацию протеста с участием черного гроба. Ой-ой, как было бы прекрасно, если под новость о близком конце кризиса попали бы и дела оперные…

Тем временем афиша нынешнего фестиваля не представляет ничего нового. Открыл его спектакль аж 1995-ого года "Кармен" в постановке старого зубра Дзеффирелли, прокатывают "Турандот" наших соотечественников Александрова и Окунева, сохраняют два удачных спектакля Хуго Де Ана "Тоска" и "Севильский цирюльник". Ну а "Аида", дежурное веронское блюдо, с незапамятных времен воскрешает оперу Верди в постановке 1913-ого года. Публика ломилась только на гала-концерт, посвященный 40-летию дебюта Пласидо Доминго на подмостках Арены.

Надо ли говорить, что задолго до заветной даты все билеты были проданы? В тот июльский вечер на встречу с боготворимым тенором двинулось население небольшого города: на концерте присутствовало четырнадцать тысяч триста человек!

В программе стояли три четвертых акта из двух опер очень известных и одной редко исполняемой: "Отелло" Верди, "Сирано де Бержерак" Альфано, "Кармен" Бизе. Тех, кто следил за проектами, преследовавшими цель отмечать юбилеи Доминго на подмостках Арены, преследовало суеверное чувство: десять лет назад, когда отмечали трицатилетие веронского дебюта, вечер был сорван по причине обрушившегося на город сильнейшего дождя, пять лет назад (праздновали тридцатипятилетие) встреча ознаменовалась настоящим скандалом в тревожных тонах: публика зашикала и затопала ногами, когда на сцене появились статисты с турецкими знаменами в руках… И вот прошли еще пять лет, Доминго отмечает сорокалетие своего дебюта в Арена ди Верона. Пройдет ли все гладко?

Трудно, очень трудно превратить юбилейное мероприятие в событие. Бросаю вызов всем: есть ли у кого-нибудь свежая идея? Как заставить публику войти в одну и ту же реку? Ведь за сорок лет, минувших с аренианского дебюта, положение в мире оперы изменилось, певцы изменились, весь мир, наконец, изменился. Изменился и сам Доминго; два весьма популярных и злоязычных критика на итальянском радио через день обсуждают, сколько же ему лет на самом деле, официально испанский тенор родился в 1941-ом году…

Справедливости ради надо сказать, что у Доминго все еще есть голос. И справедливости ради надо сказать, что свежей идеи для гала-концерта не нашлось. Обычно для таких вещей используется полусценическая форма, по этой дороге пошли и в данном случае. Архитектурный элемент – белая колоннада – благодаря разному расположению в пространстве и смене деталей легко трансформировался в спальню Дездемоны, внутренний двор монастыря, где происходит последнее объяснение Роксаны с Сирано и площадь в Севилье. С театральной точки зрения четвертый акт из Отелло предстал самым безжизненным, финал Сирано очень оживил атмосферу, подлил свежей крови, а в заключительном акте Кармен прибегли к апробированным способам: разбрасыванию красочных листовок, эффектным проходом статистов между зрителями, участию кордебалета. Большую роль сценограф Элио Антонелли и режиссер Стефано Треспиди отвели видеопроекции: начался вечер с заставки популярной прогаммы Google Earth, вызывающего волнение вида на нашу планету из космоса, которую сменил вид на Арену. Фрагменты из опер шли на фоне виртуальной сценографии: замок на море в Отелло, двор монастыря в "Сирано", la plaza de toros в "Кармен".

Доминго, безусловно, великий Отелло, в зале были моменты искреннего волнения. Его артистическое величие было еще очевиднее по сравнению с партнершей: Тереза Романо, обладательница хорошего голоса и технически подготовленная, была совершенно не на своем месте в роли ангельской Дездемоны. "Сирано де Бержерак", опера Франко Альфано, сочиненная в 1936-ом году, не входит в так называемый “большой репертуар”, именно Доминго приложил много усилий, чтобы сделать ее известной слушателям. И в этот памятный вечер последний акт Сирано подарил самые сильные эмоции: огромный накал чувств, скульптурная подача слова. Созданный Альфано персонаж, во всей его человеческой зрелости и горечи, вокальное письмо композитора как нельзя лучше отвечают нынешнем возможностям Пласидо Доминго. Не потерялась рядом с Мэтром превосходная певица Изабель Кабату в партии Роксаны. Что же касается Дона Хозе в "Кармен", то персонаж в исполнении великого тенора уникален и незабываем, но о прежней звонкости и красоте кантилены можно только вздыхать, отдавая должное исключительной выразительности фразировки. Молодая и пылкая Нэнси Фабиола Эррера составила Доминго достойную пару.

Как уже успел понять читатель, в тот вечер чуда не произошло. Конечно, все билеты были проданы, триумф гарантирован, известный всем пожилой клакер упорно кричал bravo! с левой трибуны, публика долго не отпускала артиста. Но нельзя войти в одну и ту же реку: вызвать прежний пламенный, подобный счастливому безумию отклик в публике Доминго не удалось. Удалось подслушать комментарии публики: они совпадали с мнением автора…

Что касается спектаклей, то вот уже второй год Арена ди Верона прокатываeт постановки минувших лет. Открывает фестиваль "Кармен" в постановке Франко Дзеффирелли аж 1995-ого года. За эти годы она стала классикой. Престарелого Мастера (которому тогда было на тринадцать лет меньше, а ныне восемьдесят шесть!) легко упрекнуть в одержимости грандиозностью: тогда "Кармен" стоила вдвое больше “нормальной” постановки. Ныне, как говорят в Италии, время жирных коров прошло, и, в соотвествии с новыми экономическими условиями, режиссер хорошенько “тронул” спектакль, упростив и облегчив его. Прежде смена громоздких декораций занимала столько времени, что не оставалось ничего, как бродить вокруг Арены да поедать мороженое. Ныне декорации исчезли, уступив место живописным задникам, согласно старинной итальянской традиции. Остались яркие костюмы Анны Анни, сохранились огромные массы танцующих, снующих, лежащих и т.д. За пультом юбиляр Доминго, дирижер весьма бледный. Это утверждает даже его агент, “босс” Марио Дради. Хороши испанка Нэнси Фабиола Эррера в главной роли, наша соотечественница Ирина Лунгу - Микаэлы, Джорджо Сурьян – Эскамильо. В нынешней ситуации с тенорами Марко Берти (Хозе) - считают чуть ли не священной коровой, но это крайне малоинтересный певец.

Успешно прокатывают "Турандот" наших соотечественников Юрия Александрова и Вячеслава Окунева. Она появляется на афише в третий раз (премьера 2003-его года). Удачный спектакль с годами не утратил обаяния. Особенно хороша сценография Окунева – зрелищность без мании грандиозности. Все в ней фантазия, движение, игра оттенков и света. Огромная серебристая сфера символизирует китайскую мудрость, но напоминает и о земном шаре, и о небесной тверди. Сфера дарит моменты подлинной поэзии. Александров так же умело управляется с массами, как работает с певцами-актерами.

Вокальный состав представляет неоспоримую звезду Фьоренцу Чедолинс в партии Лиу, и тут уж публика может сполна насладиться как свежим, чарующим тембром певицы, так и ее рафинированной фразировкой. В роли “ледяной” принцессы выступает Джованна Казолла, интерпретация которой уже стала классикой. Римский тенор Пьеро Джулиаччи – певец “в полном порядке”, привычно разочаровывает с театральной точки зрения. Темпераментному Даниэлю Орену пуччиниевская партитура очень мила, он с энтузиазмом подчеркивает ударные арии, но не пренебрегает и комическими и экзотическими моментами.

Оставили на афише два спектакля аргентинского дизайнера и режиссера Хуго де Ана – и вполне заслуженно. "Тоска" 2006-ого года и "Севильский цирюльник" 2007-ого в годы премьер были истинными бриллиантами. Спустя пару лет они сохраняют значение и очарование, но чуточку померкли. "Тоска" в стиле гран-гиньоль, с подчеркиванием атмосферы страха и подозрительности, с величественной сценографией, в которой доминируют элементы знаменитой статуи Ангела, что стоит на верхней площадке бывшего мавзолея Адриана, и "Севильский цирюльник", действие которого происходит в лабиринтах регулярного парка на французский манер, а персонажи в разноцветных и блистающих роскошью костюмах напоминают жеманные фарфоторые статуэтки,- спектакли абсолютно разные, полные фантазии и увлекательные. Возможно, в том что оба они “поскучнели”, вина певцов: премьеру "Тоски" пели Фьоренца Чедолинс и Марсело Альварес, пели великолепно, в нынешнем году на их местах тенор Марчелло Джордани, лишенной харизмы и с проблематичными верхними нотами (ария "E lucean le stelle" ему, однако, покорилась), и молодая украинская певица Оксана Дыка, которой не отказать в голосе и внешности, но которая совершенно не готова к роли римской примадонны, дивы, любимицы самой королевы. Пьер Джорджо Моранди дирижирует предельно обобщенно, как если бы симфоническое богатство пуччиниевской партитуры не слишком увлекало его.

С "Цирюльником" история странная: два певца из премьерного состава на месте, Анник Массис – Розина и Франческо Мели – Альмавива, но тому, кто многократно слышал их на Россиниевском фестивале в Пезаро, печально признать, что их вокал ухудшился! Холодно и поверхностно звучание голоса французской колоратуры, неточно и натужно пение генуэзского тенора, а ведь его прочат в возможные наследники Паваротти… Точно также обстоит дело с Далибором Йенисом, вальяжным и голосистым баритоном из Словакии: он как-то подрастерял свое обаяние и петушиный блеск. Бас-буффо Бруно Де Симоне в роли Дона Бартоло уже вошел в историю, а Марко Винко с его мягким голосом показывает себя хорошим Доном Базилио, впрочем, не слишком внушающим страх, без особого сарказма. Дебютант Антонио Пиролли за пультом может стать хорошим приобретением для Арены: он пленяет живостью и энергичностью, и Россини покоряется ему.

Естественно, что Арена ди Верона не может обойтись без "Аиды", которая за почти столетнее существование фестиваля стала его символом. Уж и не вспомнить, сколько постановок вердиевской оперы видели стены древнеримского амфитеатра. И все же за последние годы больше всего прокатывалась Аида в костюмах и декорациях, скопированных с постановки 1913-ого года. Автору она кажется невыносимо архаичной, но огромному количеству публики подобные зрелища нравятся: огромное количество людей на сцене и , в особенности участие животных, развлекают и восхищают. Те, кому знакома остроумная пародия Вампука, невеста африканская, поймут автора…

В "Аиде" задействовано множество составов, и тот, который приходится слушать автору, совсем не плох: Амарилли Ницца в главной роли, Джованна Казолла – Амнерис, Пьеро Джулиаччи – Радамес, Амброджо Маэстри – Амонасро. В общем, почти лучшее, что есть на сегодняшнем вокальном рынке. Ну, а Даниэль Орен – принадлежит к лучшему, что на сегодняшний день предлагает рынок, именуемый “Арена ди Верона”.

Статья начиналась с новости, что конец кризиса близок. Нынешний фестиваль свидетельствует, что кризис Арена ди Верона переживает серьезный: автор не припомнит такого количества свободных мест. В следующем году вся афиша состоит из постановок Франко Дзеффирелли. Премьера – одна, "Турандот". То есть опять будут прокатывать все многократно виденное, да еще в громоздком, устаревшем стиле "kolossal". Выведет ли старый режиссер Арену из кризиса? На это трудно дать однозначный ответ.

Верона

На фото:
Гала-концерт Пласидо Доминго (фото - Ennevi Galad)

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ