Любопытную заметку «Анна Нетребко - гламурное и медийное сопрано» поместила недавно на своих страницах солидная французская газета «Фигаро». Мы полагаем, что данная статья в какой-то мере перекликается с нашей дискуссией о тенорах (см. «После Паваротти» и «Певец и слушатель – неразрывная связь») в рамках темы о современном состоянии вокала в мире оперного шоу-бизнеса, и решили познакомить наших читателей с этой весьма знаменательной публикацией с незначительными сокращениями.
В четверг вечером Анна Нетребко выступает в концертном зале Плейель (Pleyel) с тенором Массимо Джордано (Massimo Giordano).
Опера стремилась к обожествлению своих звезд еще до того, как был изобретен кинематограф. Современные СМИ немного смешали жанры: голливудские фильмы, снятые тенором Марио Ланца (Mario Lanza) в 50-е годы, вспоминают чаще, чем его выступления на сцене.
С тех самых пор, как ее поглотил медиаспрут, Анна Нетребко отлично осознает, что балансирует на грани между двумя диаметрально противоположными путями: потребительским культом образа, подразумевающим поверхностность, и жесточайшей дисциплиной оперного пения, истинной аскезой, неустанной и скрытой работой<…> Она в совершенстве освоила искусство рекламы и общения с прессой. Если опустить историю Золушки, раскрученную, чтобы растрогать простой народ (Анна работает в Мариинском театре, чтобы оплатить учебу в Санкт-Петербургской консерватории), ее путь был достаточно обычным. В 24 года ее открыл Валерий Гергиев, и она вступила в Мариинскую оперную труппу, которая во всем мире считается образцом русской оперы.
<…> она становится известной благодаря международным гастролям: ей покоряются Ла Скала, Метрополитен Опера и Зальцбургский фестиваль. Правда и то, что помимо прекрасного голоса, у Анны еще и кинематографическая внешность. Ею начинает заниматься Deutsche Grammophon: в 2003 ее первый диск оперных арий возглавил список продаж классической музыки. В Германии и, особенно, в Австрии, где она поселилась и получила гражданство, успех Анны подобен урагану. Режиссер клипов Майкла Джексона и Мадонны Винсент Патерсон (Vincent Paterson) снял о ней фильм «Женщина. Голос» (The Woman - The Voice), где оперные арии представлены как на MTV.
Достойный ее партнер - это уже любимый публикой Роландо Виллазон (Rolando Villazon), оба прирожденные актеры, оба по возрасту соответствуют своим ролям. Universal берет реванш над EMI с его Аланьей (Alagna) и Георгиу (Gheorghiu). Тотчас ставшая легендарной «Травиата» венчает их пламенный сценический союз в Зальцбурге в 2005 году, затем следуют «Любовный напиток» и «Манон». Замужество Анны с уругвайским баритоном Эрвином Шроттом (Erwin Schrott) и рождение в сентябре прошлого года сына пристрастно освещались в СМИ. И вот уже ее так же часто можно встретить в рубрике «знаменитости», как и в разделе «культура».
Любителям оперного искусства нравится, когда сердце рвется из груди, но давайте послушаем ее, не глядя: приятный голос, да, теплый и сочный, но довольно безликий, не всегда владеющий всеми вокализами, с нечеткой дикцией <…> ничего незабвенного. Не означает ли это, что сегодня недостаточно одного только голоса, чтобы быть оперной дивой?..
«Le Figaro», 29 сентября 2009 г., четверг