Оперный сезон в Великобритании, также как и на родине бельканто, не прерывается в течение летних месяцев – и пусть большие оперные сцены закрыты или отданы во власть гастролеров (в Лондоне, как известно, на сценах «Ковент-Гардена» и «Колизея» царят балетные труппы Большого и Михайловского театров), центр оперной жизни переместился на фестивальные подмостки. Самой старой и респектабельной фестивальной площадкой Соединенного Королевства, безусловно, является Глайндборн – знаменитый Эдинбургский фестиваль, быть может, и мог бы оспорить у него пальму первенства, но, не являясь чисто оперным предприятием, хотя и традиционно богатым оперными событиями, у истинных меломанов он, пожалуй, все же идет вторым в табели о рангах.
Репертуар Глайндборна-2010 почти не содержит сюрпризов – «Дон Жуан», «Так поступают все» и «Макбет» - все названия, достаточно обычные для этой сцены. Но мы сказали почти, ибо летний сезон в Глайндборне в этом году начался весьма нетривиальной премьерой: впервые здесь звучит опера Бенджамина Бриттена «Билли Бадд».
Это тем более удивительно, что начинал свою карьеру оперного композитора Бриттен именно в Глайндборне – здесь прошли премьеры его ранних опусов «Поругание Лукреции» (1946) и «Альберт Херринг» (1947). Однако мировая премьера «Билли Бадда» состоялась в 1951 году уже на сцене «Ковент-Гардена», чей более значительный потенциал, нежели ресурсы фестивальной сцены в Сассексе, был призван воплотить столь масштабное оперное полотно. В частности, тогда, более чем полвека назад, поговаривали, что оркестровая яма в Глайндборне не соответствовала замыслам композиторов.
После постройки в 1994 году нового зала эта проблема более не существует, и дирижер Марк Элдер сумел усадить в новой оркестровой яме Лондонский филармонический оркестр, задействованный в текущей премьере «морской» оперы Бриттена, полностью. Но Элдер справился не только с этим ребусом: он сумел добиться от оркестра колористического разнообразия, почти зримого изображения океанской стихии, что бушует вокруг английского военного корабля «Неустрашимый» в 1797 году, в то время как на нем самом разыгрываются поистине шекспировские страсти. То же самое можно сказать и о хоре Глайндборнского фестиваля, способном одновременно на мощное и рафинированное пение – оба качества производят волнующее впечатление на публику.
Для воплощения запоздалой премьеры национального шедевра в Глайндборн был призван новичок в оперном деле: в возрасте 48 лет на оперной сцене решил попробовать свои силы режиссер Майкл Грэндэдж, достигший весьма высокого положения в британской театральной иерархии. В настоящее время он возглавляет престижный театральный центр «Донмар», расположенный в западной части Лондона, постановки которого регулярно получают статусные премии и номинации – как классические пьесы, так и мюзиклы, и даже совершенно авангардные перформансы.
Большинство своих работ Грэндэдж осуществляет в содружестве со своим постоянным партнером Кристофером Орамом – его же он привлек и в Глайндборн, где Орам оформил корабельный быт двухвековой давности с удивительным, если не сказать дотошным реализмом. Атмосферу моральной серости, убогости и глухоты умело нагнетала и световая партитура, искусно выстроенная художником по свету Полом Констеблем.
Реалистическая сценография прекрасно консонировала с режиссерскими устремлениями Грэндэджа, который попытался, и небезуспешно, обнажить характеры героев, дойти до самой их сути, как в их индивидуальном раскрытии, так и, что, быть может, даже более важно, в их взаимоотношениях, взаимодействии друг с другом, что в такой сложной психологической опере представляется единственно правильным решением. Дебют Грэндэджа в опере можно назвать настоящей удачей, редким примером умного прихода драматического режиссера в оперный театр, когда состоявшийся мастер, не изменяя себе и своим принципам, одновременно с уважением относится к традициям и стилистике новой для него театральной реальности.
Поэтому, наверно, впечатляющи, убедительны и актерские работы – в умной, деликатной режиссуре их наличие не удивляет. «Пульсирующим сердцем постановки» называет британская пресса исполнителя титульной партии моряка Билли южноафриканского баритона Жака Эмбрело. В последние годы карьера молодого вокалиста развивается по нарастающей, чему способствует его плотный, богатый красками голос и недюжинное актерское мастерство, и роль Билли – это новый, уверенный шаг артиста к вершинам оперного олимпа. Эмбрело предложил публике не просто симпатичного парнишку, прекрасного снаружи, но простоватого до глупости внутри, каким Билли обычно принято изображать. Его персонаж подкупает необычайной искренностью, он – само воплощение невиновности, незлобливости, доброты в самом высоком понимании этого слова, одновременно мужественности и умения встречать жизненные трудности и даже несчастья с открытым забралом. Эмбрело удалось высветить очень ярко сущностные стороны характера Билли, каковые нередко ускользают от исполнителей этой партии, увлеченных более декоративными элементами образа, прежде всего передачей аполлонического начала в этом герое.
На другой, темной стороне сложного уравнения, каковым является запутанный мир отношений обитателей «Неустрашимого», - зловещий образ старшины корабельной полиции Джона Клаггарта в исполнении Филиппа Энса. Голос Энса, густой, темный бас, с демоническими, рокочущими низами, как нельзя лучше подошел для воплощения умного, но злого человека, позволившего разрастись в своей душе недоброму намерению до чудовищного преступления. Благодаря выдающейся работе Энса и умной режиссуре Грэндэджа, вся атмосфера оперы просто напоена злом и безысходностью. Актеру и режиссеру совместными усилиями удалось создать образ шекспировского масштаба – это подлинный Яго, такой же внешне импозантный и способный произвести впечатление на кого угодно (и в первую очередь на простеца Билли), и отвратительный изнутри, как и кипрско-венецианский злодей в постановке «Отелло» самого Грэндэджа на драматической сцене, в его родном театре «Донмар» (2007).
В этой постановке «мужской» оперы Бриттена (здесь вообще нет женских персонажей, что не удивительно – все действие происходит на военном корабле), как ни странно, гомосексуальные мотивы, очевидно имеющие здесь место, совершенно не выпячены на первый план, как того можно было бы ожидать от современного, более того, весьма модного режиссера. И это тоже говорит в пользу ума и такта господина Грэндэджа, для которого стремление эпатировать публику вовсе нехарактерно. Поэтому можно только приветствовать оперные перспективы набирающей обороты карьеры режиссера – в скором будущем его ожидают постановки «Мадам Баттерфляй» в Хьюстоне и «Дон Жуана» в «Метрополитен-опере».
По материалам британской прессы