Начало сезона в Московском международном Доме музыки было отмечено концертом-акцией, посвященным дню города, несколько, правда, отставшим, от самого праздника Москвы – он состоялся 7 сентября 2010. В нем приняли участие солисты оперных театров и симфонический оркестр Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (дирижер Феликс Коробов). Несмотря на пафосное название концерта «Великие страницы классической оперетты», обстановка носила вполне свободный и демократичный характер, чему в немалой степени способствовала гостеприимная галантность хедлайнера вечера – «русского баритона из Лондона» Сергея Лейферкуса.
Лейферкус относится к числу профессионалов того высочайшего уровня, которых чаще слышала западная, чем российская публика, поэтому любое его появление на московской сцене для зрителя интересно. Выбор номеров из оперетт для концерта финального этапа карьеры певца – шаг, не только очень разумный, с технической точки зрения, но и знаковый по смыслу. Именно на сцене оперетты артист дебютировал 40 лет назад.
Следует отметить, что и содержание программы было подобрано очень рационально: однородные по стилистике, но разнохарактерные произведения Иоганна и Эдуарда Штраусов, Франца Легара и Имре Кальмана. Преобладала, безусловно, «Летучая мышь», с увертюры к которой начали первое отделение и практически все значимые номера из которой показали по втором, в результате чего осталось ощущение, что прослушан не сборный концерт, а концертное исполнение этой оперетты с вписавшимися в стиль вставными номерами (единственное исключение – «Шимми» из оперетты «Баядера», хотя его исполнение, оказавшееся несколько кичевым, против благородства остальных номеров – это, скорее, воля солистов-интерпретаторов). О том, считать «Летучую мышь» опереттой или оперой, мы уже писали в одном из прошлых материалов. Собственно, концертное исполнение оперными солистами еще более приблизило восприятие к опере, хотя в ММДМ исполняли «советский», а не идущий в западных, да теперь и в наших оперных театрах вариант, и тост Орловского под конец действа блестяще исполнил сам Лейферкус.
Предвосхищая неизбежный, в случае концертов возрастных звезд, вопрос читателей о вокальной форме певца, ответим – она более чем достойная, тем более, с запасом достаточная для репертуара оперетты. Что же касается драматического дарования, чувства стиля и гармонии, то тут мастерство артиста просто выше любых хвалебных эпитетов. Конечно, если очень хотеть придраться – то всегда найдется, к чему, но опыт и мастерство певца позволило мягко переставить акценты и смикшировать все так, чтобы ничто не портило общего впечатления. Особенно удались артисту лирические участки партий – вот где «оперная» закалка дает эффект, даже не снившийся веселым работникам «легкого жанра» (хотя и в разговорных вставках певец им не уступал). Проникновенные, но отчетливые пиано, не по-опереточному идеальная интонация, композиционная продуманность динамики звука на протяжении номера и незыблемое чувство ансамбля – все это очень удачно было привнесено из оперного подхода артиста. Ну а не поддаться на его личное обаяние - просто невозможно, как и не отметить его удивительно уважительное отношение к партнерам, и к зрителям, вызывающее симпатию.
Основной партнершей Лейферкуса на этот вечер стала солистка «Новой оперы» Светлана Скрипкина, не просто хорошо выполнившая поставленную задачу, но и, удивительным для оперной солистки образом, сумевшая справиться с искушением «включить примадонну» и затмить хедлайнера. К сожалению, чуть-чуть сказывалось отсутствие «разговорного» сценического опыта, но в целом - и ярким тембром, и внешностью, и статью - певица хорошо вписалась в представления публики об амплуа «героини» в оперетте. Композиторы оперетт одарили мировую культуру ариями для сопрано, способными украсить концерт оперных солисток, из них в исполнении Скрипкиной особенно удачными оказались оба знаменитых «чардаша» - Сильвы из «Королевы чардаша» и Розалинды из «Летучей мыши». Что касается общих сцен, то они удались чуть меньше, чем сольные номера. К тому же некоторые сложности создало желание певицы, не всегда рассчитав силы, добавлять не обязательные по партитуре вставные высокие ноты.
«Геликоновскому» тенору Вадиму Заплечному, напротив, оперная специализация нисколько не мешала великолепно чувствовать себя в разговорных сценах. В общем-то, ощущение полностью прослушанной «Летучей мыши» - это, главным образом, его заслуга. Ну а вокально Заплечный лучше всего раскрылся в дуэте Айзенштайна и Розалинды, который стоит признать наиболее удачным номером концерта из числа тех, в которых не участвовал Лейферкус. Розалинда у Скрипкиной получилась скорее не «советской» - целомудренной и моралистичной, а «западной» - хитроватой, гибкой и не лишенной собственной внутренней страстности. И, наконец, образ Адели провела еще одна солистка – молодая певица Ольга Белохвостова, ученица мастера оперетты Герарда Васильева. Чего-то особо примечательного в ее интерпретации знаменитых «Куплетов» не было – вроде все было исполнено технически чисто и старательно, но явно плосковатым звуком и в очевидно ученической манере.
И следует сказать теплое слово в адрес оркестра и дирижера, для которого в оперетте не меньше трудностей и пространства для проявления мастерства, чем в других жанрах. Как показало даже концертное исполнение, подвижная динамичная музыка оперетт требует предельной концентрации внимания дирижера, и безусловного понимания с солистами, которые здесь «не просто поют». В нашем концерте оркестр под управлением Коробова был на высоте, мягко оттеняя солистов в их номерах и разворачиваясь во всем блеске в чисто оркестровых пьесах, которые удачно дополнили, разнообразили и насытили программу вечера.
Ну и напоследок не можем обойтись без некоторого обобщения по, отчасти, философской теме «оперные артисты в репертуаре оперетты». Строго говоря, эксперименты это рискованные, и простота мелодий оперетт – опасная, кажущаяся. С одной стороны, они, конечно, писались как «попса» своего времени, чтобы их могли напевать и насвистывать потом зрители (вероятно, зрители того времени были неплохо музыкально подготовлены). Но с другой стороны, писались они для артистов, целенаправленно под это подготовленных, может быть не отличающихся феноменальной силой звука (иначе б они пошли в оперу) или развитостью «окраин» диапазона, но привыкшим добросовестно отрабатывать в середине. Оперные солисты и особенно солистки, годами развивающие свою «область специализации» по краям, иногда в среднем регистре звучат даже бледнее своих коллег из оперетты. Ну и, конечно же, оперетта – эта далеко не только пение, но и хореография и очень провокативная драматическая линия, в которой так легко свалиться на пошлость и примитивность. Может быть, со временем, эта разница смажется, и оперные солисты, участвуя в модернистских режиссерских постановках, овладеют и хореографией, и акробатикой, и выработают в себе и своем звуке автоматическое противоядие к любой сценической пошлости, но пока что такой факт есть. К счастью, к данному концерту Лейферкуса и его партнеров все перечисленное совсем не относится, и их успешное исполнение общую закономерность удачно опровергает.
На фото:
Сергей Лейферкус
Светлана Скрипкина